Под Севастополем обнаружена ни на что не похожая археологическая находка
Кубок, выполненный из зеленоватого стекла и украшенный «змеевидным» цветным орнаментом, ученые относят к концу II – середине III в. нашей эры.
Изготовлен он был где-то на периферии Римской империи с использованием стекла смешанного состава. Это позволяет предположить, что в ход пошел так называемый стеклобой, то есть осколки стекла. А к такой технологии, поясняют ученые, прибегали там, где импортного высококачественного сырья хватало не всегда.
При этом кубок сделан очень качественно: визуально присутствие стеклобоя совершенно не заметно. Установить его удалось только благодаря использованию энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Предмет явно относится к посуде дорогой и статусной. Но вот где конкретно он был сделан, остается загадкой.
«Как правило, кубки с таким узором изготавливали в трех крупных стеклоделательных центрах: в Кельне, Паннонии (территория современной Венгрии) или Сиро-Палестинском регионе из высококачественного египетского сырца. Находка из Фронтового-3 выделяется из этого ряда», – говорит научный сотрудник отдела классической археологии ИА РАН Лариса Голофаст.
Главное несоответствие – в составе стекла. Но не только. В каждом из крупных стеклоделательных центров, в которых производили сосуды со «змеевидным» орнаментом, придерживались определенного стиля. Больше всего находка похожа на рейнские кубки, но его форма западноевропейским образцам не соответствует.
«Кубок невозможно ассоциировать ни с одним центром, и в этом, собственно, и заключается интрига», – подчеркивает Лариса Голофаст.
Сосуд был обнаружен в погребении, которое, в отличие от большинства некрополей римского времени, не было разграблено. Гробницу с двумя камерами изучали археологи под руководством Алексея Свиридова. В одной из камер был захоронен мужчина среднего возраста, в другой – женщина 25–45 лет. Рядом с ней и был обнаружен кубок. Тут же лежали бронзовые и серебряные перстни, фибулы (застежки-украшения), бисер. Судя по всему, их обладательница была настоящей женщиной.
Видимо, радовал ее при жизни и сосуд с орнаментом из непрозрачного белого и полупрозрачного бирюзового стекла, изображающим побеги и листья плюща. Нанести такой орнамент, подчеркивают ученые, мог только настоящий мастер: чтобы получить узор, к поверхности сосуда прикрепляли комок горячего стекла, а затем вытягивали из него нити. Делать это требовалось очень быстро и безошибочно: раскаленное стекло мгновенно сплавляется с основой, и поправить ошибку уже невозможно.
Змеевидным этот декор принято называть из-за того, что он напоминает еще и извивающихся змей. Археологи находят сосуды, украшенные «змеевидным» орнаментом, в некрополях римского времени в Западной Европе, Италии и Сиро-Палестинском регионе. Подобные кубки всегда были предметами роскоши. Соответственно, и встречаются они исключительно в богатых захоронениях. Но находка, сделанная в Инкерманской долине, оказалась удивительной и в этом смысле.
«Это очень редкий сосуд – таких сосудов в Крыму и во всем Северном Причерноморье найдены единицы. Археологи находят в Западной Европе такие кубки в статусных и очень богатых могилах. У нас он происходит из совершенно обычного захоронения, при том, что в некрополе Фронтовое-3 есть богатые погребения. Это факт интересный и необъяснимый», – поясняет Лариса Голофаст.
Удивительный кубок занял достойное место на выставке «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия» музея «Херсонес Таврический». И это наверняка не последнее открытие, которое ждет исследователей на территории Севастополя, где веками переплетались пути разных народов и культур.
Ольга Смирнова