Три жизни на службе Родине: прощание с легендарной лодкой (фоторепортаж)
22 марта в Центральном военно-морском музее на площади Труда, 5 создавалась история. Здесь собрались капитаны и члены экипажа легендарной подводной лодки «К-403» (КС-403) «Аксон» «Казань». В торжественной обстановке музею был передан фрагмент сварного шва, модель и два флага субмарины – Андреевский и тот, что был поднят в 1971 году, когда ее спустили на воду. За свою долгую жизнь «Казань» перестраивалась трижды. Именно с ее помощью современные подлодки получили «глаза и уши». На ней проводились испытания гидроакустики, которая сперва догнала, а потом и обошла достижения США. Здесь впервые опробовали оптоволоконные кабели, ставшие теперь стандартной «начинкой» как подводных, так и наводных кораблей. «Казань» помнила семерых командиров и не погубила ни одного человека. Ее экипаж всегда был многонациональным. Во времена Советского Союза она носила по морям русских, татар, белорусов и украинцев, являясь своего рода моделью огромной страны. Названная в честь столицы Татарстана, субмарина пользовалась покровительством республики. В 2010 году, уже после утилизации лодки, ее рубка была установлена в казанском Парке Победы. А на недавнем торжестве в ЦВММ присутствовал постоянный представитель Республики Татарстан в Петербурге и Ленобласти Шамиль Ахметшин.
- Конечно, вне всякого сомнения. Более того, я хочу сказать, что мы занимаемся не только подлодкой «Казань», у нас в Кронштадте стоят два корабля – «Казань» и «Зеленодольск». Мы шефствуем над ними с момента их прибытия из стран Прибалтики. Мы помогаем им, отправляем «шефскую помощь» – телевизоры, стиральные машины, то, что нужно нашим матросам. Серьезная часть личного состава призывается из Республики Татарстан. Мы покровительствуем и нескольким кораблям тихоокеанского флота. Можно сказать, что Татарстан расправил свои крылья над флотом. Не над всем, конечно, но над некоторыми лодками, и подводными лодками, и кораблями. Мы отправляем своих лучших сыновей на флот, курируем, помогаем материально и идеологически. Всегда приглашаем наших матросов на сабантуи, концерты, открытия памятников. Такая работа ведется.
- Это ведь не только современная практика, Татарстан помогает флоту на протяжении долгого исторического периода, верно?
- Да, конечно. В 1718 году в Казани было построено Адмиралтейство. До 1929 года оно действовало, смолило суда. Были предприятия, которые эту смолу выпускали. И сейчас в Казани планируется возродить Адмиралтейство. Не как судостроительное предприятие, а как символ нашего морского могущества. Жители Татарстана всегда участвовали в оборонной промышленности страны.
- В казанском Адмиралтействе не планируют создать военно-морской музей?
- Думают над этим. Сейчас у нас есть морские музеи, но они в основном создаются энтузиастами при школах, где кто-то служил. Музей – это датируемое государством предприятие. Они никогда много не зарабатывали. Но их необходимо создавать и поддерживать, потому что это ведь идеология, это наше будущее, воспитание наших детей. Я в детстве бегал с деревянным автоматом, изображал солдата; вы, наверное, играли в медсестру. Это ведь тоже воспитание патриотизма. Вот чтобы всё это не исчезло, и нужно водить в музеи наших школьников, чтобы они видели: флот – есть, армия – есть.
Из Казани специально ради нынешнего события приехал Хамид Абдуллазянов, заместитель командира по воспитательной работе на подлодке «Казань». Он поздравил всех присутствующих с Днем подводника, а День военно-морского флота пригласил отметить в столице Татарстана. Сейчас Абдуллазянов является заместителем председателя общественной организации «Морское собрание», создавшей на данный момент в Татарстане уже шесть музеев, посвященных военно-морскому флоту. «Самый главный, я считаю, это музей в 78-й школе. Его открыли, когда «Курск» утонул, – рассказывает Хамид Маннафович, – меня туда пригласили, и я сказал, что передам новому музею какой-нибудь экспонат. Тогда как раз утилизировалась подводная лодка, и я попросил переборочную дверь. Ее положили в «Газель» и повезли. Меня потом, правда, ругали, потому что дверь была тяжелая и пробила днище машины нескольких местах! Все-таки
- Очень ценно, что память о подлодке «Казань» навеки запечатлена в печатном слове – в той книге, которую Вы выпустили...
- Скоро будет готова лодка нового поколения, которая также будет названа «Казань». Сегодня у нашего флота нет необходимости по несколько раз перестраивать лодки. Появилось финансирование, чтобы строить новые.
- Сейчас ситуация для флота несколько изменилась – Севастополь с недавних пор считается российским городом. Какие, на Ваш взгляд, изменения должны в связи с этим произойти в ВМФ? Что сейчас нужно сделать?
- Вам искренне сказать? Я отвечу не только для флота, для всей страны. Нам сейчас нужно сплотиться и поднимать нашу экономику, поднимать аграрную промышленность. Послать подальше Евросоюз с их визами. Это не главное. Главное сейчас – привести страну в порядок! Чтобы с нами не случилось того, что произошло на Украине. Это же позор для страны!
Два командира лодки, третий и последний, торжественно пронесли по залу флаги с «Казани», для прощания. Игорь Кравцов и представитель музея подписали документы о передаче экспонатов, и торжественная часть перешла в неофициальную. За общим столом командиры, конструкторы, инженеры, члены экипажа и просто гости от всего сердца подняли тост «За тех, кто в море». А мы добавим от себя, тихонько, чтобы им не помешать, – и за тех, кто ждет на берегу.