Вся Россия заживёт как Севастополь и Крым – но это не страшно
Блокада может достигнуть определенных успехов только в случае, если вводится изнутри государства. В противном случае, цепочка поставок просто удлинится на одного-двух посредников в транзитных государствах. Такое мнение высказал в беседе с ForPost севастополец Олег Максимов, непосредственно занимавшийся организацией нескольких визитов предпринимателей из Турции, Сирии и государств Азии в Севастополь и Крым для налаживания деловых контактов.
По мнению собеседника, за редкими исключениями, весь введенный против России пакет санкций приведет лишь к тому, что вся страна будет жить не хуже того, как Севастополь и Крым живут сейчас. Starbucks, McDonalds или официальное представительство Gucci в регионе и так отсутствуют, однако к ощутимому ухудшению качества жизни севастопольцев и крымчан это не привело.
Берег турецкий
Выгоду от торговых санкций против России получит не только Китай, автоматически выходящий на позицию главного торгового партнера и «импортозаместителя» для нашей страны, но и Турция.
«В каком-то смысле, нас может ожидать ренессанс «челночной» торговли начала 90-х, когда многие ездили в Турцию за одеждой и другими вещами, нехватка которых ощущалась у нас. Только теперь масштаб станет больше», - отмечает собеседник.
Он подчеркнул, что в Турции последние годы – кризис перепроизводства, национальная валюта лира изрядно пострадала за последние месяцы, а рынок России, с которого ушли многие иностранные бренды, не терпит пустоты.
«Турки достаточно давно ищут выход на рынок Крыма и Севастополя. Всякий раз это сталкивалось с административно-организационными трудностями. Главной проблемой было отсутствие крупных складов, потому что для компенсации санкционных рисков нужны достаточные объемы поставок. Собственно, сейчас таких складов по-прежнему нет», - говорит Олег Максимов.
Теперь, полагает собеседник, торговля с Турцией резко интенсифицируется в целом по всей России – эта страна достаточно удобна с точки зрения логистики. Кроме того, значительная часть продукции покинувших Россию брендов и так производилась в Турции – одежда, парфюмерия и т.д.
«Турция будет ещё и хабом в плане поездок. Некоторые коллеги уже летают, как стало модно говорить, «за угол». Сначала из России летишь в Турцию, затем – в ЕС или конкретную страну, куда отменены прямые рейсы», - поясняет Олег Максимов.
Дороже - но будет
Вряд ли стоит серьезно беспокоиться по поводу сначала огорчившего многих ухода с российского рынка компании Apple.
«Саму электронику можно будет купить и дальше, хотя стоить она будет дороже. Появится транзитный перекупщик в третьей стране, например – в Армении или Казахстане. Страна-член ЕАЭС удобнее тем, что у неё нет межгосударственных таможен с Россией. И на рынок России продолжат поступать iPhone, AirPad'ы и т.д. Собственно, такая же схема будет и с другими товарами», - считает эксперт.
Вопрос «региональной» блокировки софта для всей России будет решаться точно так же, как это практикуется в Крыму с 2014 года – при помощи VPN и различных прокси.
Куда более насущным для страны, считает собеседник, будет снабжение не гаджетами, а станками и запасными частями для, скажем авиационной промышленности. Это – действительно серьезная задача, которую до запуска собственного производства нужно решать с привлечением всего арсенала дипломатии и международных связей.
Практику закупок, когда поставщики официально не работают с регионом, на полуострове давно освоили. Например, закупки из IKEA велись через компании-прокладки, зарегистрированные на материке. Теперь та же схема будет работать в масштабах государства.
«Мир сейчас глобален, и изолировать страну – тем более такую большую, как Россия – от мировой торговли просто невозможно. Если где-то на границе есть нейтральная страна – поток товаров пойдет через неё. Снова можно вспомнить 2014 год, когда у нас буквально месяца за два выстроились новые цепочки поставок товаров. С поправкой на масштаб, можно ожидать аналогичной всероссийской переориентации на новых торговых партнеров в течение полугода, не больше», - считает Олег Максимов.
Второй шанс на правильные выводы
Стоит отметить, считает собеседник, что позиций действительно важного импорта, которого теперь нет, не очень много. Это технологии и материальная база, до которой руки у импортозамещения пока что не дошли.
«Многие наши севастопольские предприниматели, занятые в разработке высокотехнологичной продукции – радиосвязи, например – сталкивались с тем, что осознание важности максимального импортозамещения, а не только чувствительных секторов, присуще далеко не всем лицам, принимающим решения. Возможно, возникшая ситуация от сомнений избавит», - выразил надежду Олег Максимов.
С базовыми продовольственными товарами – крупы, хлеб, молоко и т.д. - в России проблем однозначно не будет, за последние несколько лет основные положения Стратегии продовольственной безопасности были успешно реализованы. Сложности с поставками «экзотических» фруктов тоже вряд ли ожидаются.
«Многие страны готовы нам продать овощи и фрукты, которых у нас самих не растут. Это не только Турция, это Сирия и другие государства Ближнего Востока. Попытки наладить поставки оттуда были регулярно, но срывались по разным причинам. Сейчас есть всё для того, чтобы такие поставки всё же запустить», - считает Олег Максимов.
Напомним, в 2019 году власти Севастополя заявили о скорых поставках грузов, в том числе апельсинов, через порт Севастополя из Сирийской Арабской Республики. Позднее выяснилось, что возникли сложности с поиском компании-оператора, готовой осуществить такие перевозки.
«Многим компаниям-перевозчикам, в первую очередь небольшим, после санкций уже терять нечего. Ничто не мешает превратиться в перевозчика одного маршрута и наконец-то открыть торговлю с государствами, которые хотят сотрудничать с Россией», - считает собеседник ForPost.
Ранее к аналогичным выводам об обеспеченности Севастополя и Крыма необходимыми продуктами высказались участники эфира ForPost.
Николай Сведски