Экономика Севастополя: что изменилось за восемь лет с 2014 года
Вхождение Севастополя в состав России в марте 2014 года запустило процесс полной перестройки экономики города. Устоявшиеся деловые связи быстро разрушились.
После введения западных санкций, Севастополь стали покидать украинские и иностранные банки, ИТ-компании, филиалы международных фирм. Прекратились или сократились до минимума инвестиции из многих стран мира (в основном это были деньги из офшоров украинских и российских бизнесменов). Упала перевалка грузов в портах, приток туристов из Украины. Из-за санкций на полуострове остановилась работа международных платежных систем, сервисов Интернета.
С тех пор прошло восемь лет. Мы попытаемся понять, как же изменилась экономика Севастополя за это время.
Прежде всего отметим, что полной отчетности по исполнению бюджета Севастополя за 2013 год (последний год нахождения города в составе Украины) подготовлено не было, поэтому экономическое состояние города до вхождения региона в состав России будет оцениваться на базе данных 2012 года.
Итоговые показатели бюджета Севастополя в 2012 году составили около 1,93 млрд грн.
По актуальному на тот момент курсу это примерно 7,4 млрд рублей, или порядка $238 млн. Большая часть доходов города составляли налоговые поступления, по итогам 2012 года – 996 млн грн (более 3,8 млрд рублей, или $123 млн), из них почти 700 млн – на налог на доходы физлиц.
На втором месте – плата за использование природных ресурсов (227,4 млн грн), прежде всего за аренду земли (206 млн грн).
Трансферты из бюджета Украины — чуть более 787 млн грн (более 3 млрд рублей, или около $100 млн). За базирование Черноморского флота городу из госбюджета Украины выделялась компенсация в размере 117 млн грн (около 450 млн рублей).
До 2014 года ключевыми налогоплательщиками города выступали стивидорная компания «Авлита» (принадлежала украинскому магнату Ринату Ахметову), занимавшаяся перевалкой зерна, Севастопольский морской торговый порт, Инкерманский завод марочных вин, «Золотая балка», «Таврида Электрик», «Балаклавское рудоуправление» (за счет налога на использование недр), Севастопольский морской рыбный порт, ЦКБ «Коралл», компания «КВВМПУ», «Севгорводоканал», госпредприятие «Севастопольский винодельческий завод». По оценке экспертов, их доля в налоговых поступлениях составляла 50-60%.
Таким образом, бюджет Севастополя пополнялся на 55% за счет собственных поступлений, а остальные 45% составляли дотации из государственного бюджета.
Свыше 85% доходов бюджета города шло на зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, дотации коммунальным предприятиям. На строительство новых объектов и ремонты оставалось менее 10% расходов бюджета.
За прошедшие восемь лет бюджет города увеличился в разы.
Так, валовой региональный продукт (ВРП), согласно прогнозу, по итогам 2021 года составит 138,8 млрд рублей, рост по сравнению с предыдущим годом – 2,4%.
В 2022 году ВРП прогнозируется на уровне 146,6-148,1 млрд рублей, планируемый ежегодный рост – 2,3%.
«В промышленном производстве в 2020 году по сравнению с 2019-м произошел спад на 5,5%. По оценкам, к концу 2021 года рост этого показателя составит 110,5%, в 2022–2024 годах также сохранится положительная динамика.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году уменьшился на 40,9%. В 2021 году объем инвестиций демонстрирует уверенный рост. Ожидается, что он составит 159,8% к объему инвестиций предыдущего года. Согласно прогнозу, увеличение продолжится и в период с 2022 по 2024 годы», – отмечали в правительстве города.
Объем доходов в 2022 году прогнозируется в сумме 61,2 миллиарда рублей, расходов – 61,8 миллиарда рублей, дефицит составит 552 млн. рублей.
При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета планируются на уровне 39,7 млрд рублей, что составляет 64,9%, а собственные доходы, которые обеспечиваются налогами и акцизами составят 21,4 млрд рублей (35,1 %).
Таким образом, увеличение бюджета города произошло исключительно из-за федеральных дотаций. Если в 2012 году, бюджет города пополнялся на 55% за счет собственных поступлений, то согласно плану в 2022 году собственные доходы города оцениваются лишь в 35%.
Теперь рассмотрим, как изменились поступления в бюджет города.
Что касается собственных доходов, то основную часть поступлений составит налог на доходы физлиц – 47 %, поступления от акцизов – 14%, доходы от аренды городского имущества и специальных налоговых режимов планируются по 11%. И налог на прибыль даст 10 % от собственных доходов города.
Отметим, что аналогичная ситуация, как мы уже писали выше, зафиксирована и в 2012 году.
Впрочем, данная ситуация сложилась не вчера. И при Украине, и в советское время, и даже при царизме Севастополь всегда жил за счет денег центра.
Определённый доход давали предприятия судоремонта. Но с распадом СССР, ситуация на них стала ухудшаться, — прекратились заказы, начался отток квалифицированной рабочей силы, который с 2014 года лишь усилился. В итоге, даже передача некогда самого крупного предприятия города «Севморзавода» в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) не смогла изменить ситуации.
Ещё одно крупное предприятие – Балаклавское рудоуправление (БРУ) – в последние годы испытывает определенные трудности, так как ему пришлось убрать часть производственных мощностей из Балаклавской бухты, где хотят строить яхтенную марину. Кроме этого, основной карьер постепенно истощается. Отметим также, что основной источник процветания предприятия, — добыча флюсов, совершалась исключительно для заводов юга Украины, и с разрывом экономических связей, предприятие едва держится на плаву.
Стивидорная компания «Авлита» и вовсе ушла из города, бросив все свои активы и производственные площадки. И это неудивительно, учитывая, что основной поток зерна, который переваливало предприятие шел с юга Украины. Таким образом, ликвидация «Авлиты», хотя и положительно сказалась на экологии города, но в экономическом плане, не принесла ничего хорошего.
Единственным драйвером экономики Севастополя является сельское хозяйство, которое демонстрирует высокие темпы роста. Вот только его роль в общей экономики города слишком незначительно, чтобы повлиять на ситуацию.
Если нет нормально работающей промышленности, а сельское хозяйство наполнить бюджет не может, остается уповать только на туризм, на который власти города еще с середины 90-ых годов возлагают главную надежду.
Но, пожалуй, самый сильный удар пришелся по Севастопольскому морскому торговому порту. Так, в 2013 год Севморпорт и «Авлита» переработали 4,8 млн тонн грузов, из которых более 90% пришлось на компанию Ахметова.
Сейчас перевалка грузов сократилась до 700-800 тыс тонн, то есть упала более чем в пять раз.
В строительной сфере города показатели неплохие – все предприятия отрасли работают с прибылью. Если в 2012 году вводили в строй 304 тысяч кв.м. жилья, то в 2021 уже — 471 тыс. кв. м.
В целом, если говорить об экономике Севастополя, то она так и не вышла из кризиса, связанного с событиями 2014 года. Разрыв экономических связей, международные санкции, фактический простой морского порта, — все это негативно воздействует на экономическое развитие города, которое лучше было бы назвать стагнацией, если не деградацией.
Город все больше становится зависимым от вливаний со стороны федерального центра. И данная ситуация будет и дальше только ухудшаться, пока не будет дан ответ на главный вопрос о будущем Севастополя.
А ответов на этот вопрос есть два.
Или же развивать Севастополь за счет федеральных денег, исключительно как базу Черноморского флота, а туризм, сельское хозяйство, оставить как поддерживающие отрасли экономики.
Или же продолжать сотрясать воздух бредовыми лозунгами о миллионном Севастополе, за которыми нет ни экономической составляющей, ни инвестиций, ни перспективы, все больше загоняя город в экономическую яму.
В любом случае, ответ на вопрос, куда и как развиваться Севастополю, должны дать в федеральном центре.