Греческие историки попросили Путина защитить кладбище в Севастополе
В открытом письме к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, опубликованном в русскоязычной греческой газете «Мир и Омониа», указано, что территория кладбища не учитывается проектом развития Балаклавы, размещённым на сайте правительства Севастополя.
Стоит отметить, что новая грунтовая дорога на Таврическую набережную, обустроенная для движения строительной техники, уже проходит по части некрополя. Севастополь рискует потерять уникальный объект своей истории, который к тому же бесспорно относится к воинским захоронениям, подлежащим охране в соответствии с российским законодательством.
«Несмотря на то, что вопросам военной истории в России уделяется исключительно важное внимание, прискорбно осознавать, что в Балаклаве под угрозой сноса оказалось греческое старое городское кладбище, так как оно не вписывается в план „реконструкции”, разработанный правительством Севастополя», — говорится в письме.
Вдвойне прискорбно это осознавать, пишут авторы, с учётом активной деятельности русских общественных организаций в Греции, где за последние 20 лет при содействии местных властей были восстановлены многие «русские» кладбища и могилы.
В частности, в 2000 году в Салониках на Военном Союзническом кладбище Зейтенлик был установлен памятный монумент русским солдатам — участникам Салоникского фронта, в 2004 году — открыт мемориал в память о русских моряках эскадр графа Орлова и вице-адмирала Д. Сенявина, погибших на острове Лемнос в ходе Архипелагских экспедиций Российского флота, восстановлено кладбище на Лемносе, где захоронены моряки эскадры графа Орлова, погибшие в ходе Мудрусского сражения.
Был восстановлен Русский военно-морской некрополь в Пирее, мемориал воинам участвовавшего в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. 9-го Староингерманландского полка в Александруполисе, трём советским партизанам, павшим в бою близ деревни Месовуни рядом с городом Козани, и многое другое. С полным списком таких памятных мест желающим предлагается ознакомиться по ссылке на сайте Посольства РФ в Греции.
Авторы обращения к руководству России отмечают, что 2021 год был объявлен Перекрёстным годом истории России и Греции, который был продлён и на 2022 год. И выражают надежду на то, что место захоронения солдат и офицеров Балаклавского греческого пехотного батальона будет сохранено.
История военная — и не только
Если воспринимать многовековую историю Севастополя как цельное явление, то старое греческое кладбище в Балаклаве представляется весьма значимым элементом исторической цепочки. Кладбище, указывает историк Игорь Мосхури, можно видеть на верстовой «Карте окрестностей Севастополя» 1836 года топографа 2-го класса унтер-офицера Осипова и «Карте Южного Крыма, принадлежащей Крымскому сборнику Петра Кеппена», изданной по распоряжению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова в том же 1836 году.
Карта Севастополя и окрестностей 1836 года
Общая площадь Балаклавского кладбища, имевшего форму неправильного пятиугольника, составляла 1,3 га. В настоящее время часть его засыпана отвалами Балаклавского рудоуправления, и сохранилась площадь только одного гектара.
ФОТО Вид на Балаклаву, XIX век
Самый ранний из сохранившихся надгробных памятников, выявленный в ходе исследования, датируется 1871 годом. Это могила Христины Егоровны Фонти (1794–1871). Однако сведения об умерших в метрических тетрадях Балаклавской батальонной Свято-Николаевской церкви свидетельствуют о наличии здесь более ранних по времени захоронениях, например, майора Балаклавского греческого пехотного батальона Егора Дмитриевича Сальти (1785–1847), надгробный памятник которому не сохранился — как и многие другие памятники.
По данным метрических книг удалось установить наличие здесь нескольких десятков могил солдат, офицеров и членов их семей. Например — Ивана Константиновича Маркова, умершего в 1860 году. Во время боя 118 строевых и отставных офицеров и нижних чинов Балаклавского греческого пехотного батальона с авангардом англо-французского экспедиционного корпуса в Балаклаве 14 (27) сентября 1854 года штабс-капитан Марков командовал мортирной батареей на Крепостной горе.
Здесь же находится могила Фёдора Гинали, отставного подпоручика упразднённого Балаклавского греческого пехотного батальона, впоследствии — главы всей Балаклавы, а также его коллеги — бывшего балаклавского городского головы Петра Ксирихи. На старом греческом кладбище находится могила Спиридона Гинали — потомственного почётного гражданина города, владельца гостиницы «Гранд Отель» и строителя Крестовоздвиженской церкви на городском кладбище в Балаклаве.
В центральной части кладбища была построенная на средства Спиридона Гинали церковь. Это был тот случай, когда постройка храма стала личным делом — церковь была построена в память боя Балаклавского греческого пехотного батальона с противником, превосходящим числом, по некоторым данным, в 300 раз. Братья Спиридон и Фёдор Гинали были участниками этого боя.
В северо-восточной части кладбища сохранилась небольшая каменная часовня с подземным семейным склепом, построенная на средства братьев Гинали.
Склеп семьи Гинали
Литературоведам будет небезынтересно знать о могиле Николая Петровича Констанди — этот балаклавский мещанин был другом писателя Александра Куприна и стал литературным героем его рассказа «Светлана».
Список далеко не полон, и греческая община Севастополя ведёт упорную работу по восстановлению истории старого кладбища в Балаклаве. Однако вывод о крайней ценности для истории Севастополя этого объекта выглядит бесспорным уже сейчас. В том числе и как военного захоронения — помимо принимавших участие в русско-турецких войнах 1768–1774, 1787–1791 и 1806–1812 гг. офицеров и нижних чинов Балаклавского греческого пехотного батальона, здесь покоятся участники войны на Кавказе, боя с англичанами в Балаклаве 14 (27) сентября 1854 года и обороны Севастополя 1854-1855 гг.
Могила Энакриона и Елены Алексакис
Кроме них, здесь находятся могилы предпринимателей и общественных деятелей города последней четверти XIX — начала ХХ вв. Например — народовольцы М.Н. Тригони и Е.Д. Левенсон, балаклавские греки Христопуло и Алексакисы — родственники первого председателя социалистического союза молодёжи Севастополя Ориона Христофоровича Алексакиса, «эпроновцы».
Память и военно-патриотические экскурсии
В 1925 году «по особому договору» греческое кладбище было взято в аренду религиозной общиной Балаклавской Свято-Николаевской соборной церкви и содержалось в порядке, однако там уже почти не было свободного места, а новые могилы для умерших копали «сверх лежащих покойников с большим неудобством». Вследствие этого религиозная община обратилась в Балаклавский городской Совет с просьбой «о прибавлении земли к кладбищу для новых могил».
После освобождения Балаклавы советскими войсками и депортации греков из Крыма 27 июня 1944 года большая часть могил осталась без присмотра.
С 1 января 1960 года Балаклавское кладбище было закрыто решением Севастопольского городского исполнительного комитета.
«В настоящее время оно находится под угрозой полного уничтожения. Исчезновение этого кладбища, помимо нравственно-этического ущерба, нанесёт невосполнимые потери в изучении истории Балаклавы», — говорится в разработанной греческой общиной концепции сохранения старого кладбища в Балаклаве.
Представители греческой общины отмечают, что беспокойство вызывает отсутствие полной синхронизации в планах и документах правительства. Так, в сообщении на сайте правительства Севастополя от 3 февраля 2022 года указано, что территория кладбища не входит в границы проекта будущей марины, в связи с чем строительство на указанной территории не планируется.
Однако в других концепциях и различных проектах можно видеть визуализации, где прямо на территории кладбища находятся инфраструктурные объекты — например, железнодорожный вокзал. Поэтому в вопросе отношения правительства Севастополя к старому кладбищу в Балаклаве желательно иметь однозначную ясность.
Проект железнодорожного вокзала на старом греческом кладбище
Балаклавские греки просят учесть наличие старого греческого кладбища не только при строительстве марины, но и при реализации других проектов благоустройства Балаклавы. По словам Игоря Мосхури, курирующему проект балаклавской марины вице-губернатору Севастополя Марии Литовко был направлен ряд предложений, которые позволят сохранить уникальный объект и усилить туристический потенциал Балаклавы.
Восстановление и поддержание в достойном виде старого греческого кладбища приведёт к возникновению в Балаклаве экскурсионного объекта, представляющего огромный интерес для многих стран Средиземноморского бассейна. В случае если правительство Севастополя одобрит выделение участка земли с кладбищем в управление греческой общины Севастополя, балаклавские греки готовы взять на себя уход и содержание уникального объекта.
Ранее на сайте правительства Севастополя был опубликован список участков и объектов, которые будут изъяты в собственность города по причине государственной нужды в виде строительства яхтенной марины.
Николай Сведски
Фото из архива Игоря Мосхури