Не дали газу
Почему Минэнерго не спешит газифицировать каждый дом.
Социальная газификация, похоже, провалилась, не успев толком начаться. В большинстве населённых пунктов, где газа ждали десятилетиями, он так и не появится. А если и появится, то за его подключение придётся выложить немалую сумму. При этом тарифы на газ оказываются настолько заоблачными, что куда дешевле продолжать топить по старинке – дровами.
Напомним, что программа так называемой социальной газификации стартовала ещё прошлым летом после соответствующего поручения Владимира Путина, прозвучавшего в ежегодном послании Федеральному собранию. И вот в первые рабочие дни наступившего года вице-премьер Александр Новак, курирующий в правительстве ТЭК, отчитался о первых результатах.
По его словам, газ сегодня есть в 78 субъектах Федерации, а общий уровень газификации населения составляет 72%. При этом амбициозных задач на будущее чиновники не ставят – к 2030 году ожидаемый уровень газификации составит всего 83%. Да и нынешние показатели выглядят оптимистично, только если закрыть глаза на то, что в прошлом году уровень газификации составлял 71,4%. То есть с начала программы по социальной газификации «Газпром» и Минэнерго под бдительным присмотром вице-премьера Новака сумели нарастить показатели всего лишь на 0,6%!
Если дело так пойдёт и дальше, то скромного уровня в 83% не удастся достичь не то что к 2030 году, но даже и к 2040-му.
Белые пятна на карте газификации
Главная проблема заключается ещё и в том, что даже газифицированные 0,6% едва ли можно считать большим достижением. Дело в том, что подключение долгожданного газа для многих россиян по факту оказывается делом слишком затратным. А дальнейшее пользование газом по объявленным тарифам многим гражданам и вовсе не по карману.
О недоступности голубого топлива для населения буквально на днях рассказал вице-премьер правительства Забайкалья Алексей Кошелев. По его словам, главная сложность с газификацией региона заключается в том, что при использовании газа тарифы на тепло для граждан взлетают аж в 5 раз по сравнению с тем, как если бы дом отапливался дровами или углём. Снизить тарифы можно было бы благодаря введению соответствующих госсубсидий. С предложениями о тарифообразовании регион обращался в УФАС, однако там никаких действий предпринимать не стали.
Впрочем, высокие тарифы – это только часть проблемы. Напомним, что во многих регионах страны газа нет в принципе. Озвучиваемая г-ном Новаком цифра 71,4% – это, как говорится, средняя температура по больнице. В европейской части России уровень газификации может даже и превышать заявленные 70%, тогда как на севере и вовсе может быть равен нулю. Так, в Архангельской и Мурманской областях газа нет вообще. Притчей во языцех уже стал Красноярск – город, который буквально задыхается от угольной копоти. По грустной иронии нынешний куратор ТЭКа в правительстве и бывший глава Минэнерго Александр Новак свою карьеру начинал именно в этом городе. И своему восхождению по карьерной лестнице обязан именно Красноярску.
Но как раз Красноярску ждать скорого прихода газа не стоит.
«В случае перевода на газ таких городов, как Красноярск, Кемерово и других, упадёт спрос на уголь на внутреннем рынке и часть угольных разрезов и шахт придётся закрыть, нужно будет расселять, искать людям новую работу, – констатирует эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Поэтому власти и не решаются переводить часть городов на газ, не решив проблемы, которые потом возникнут в угольной отрасли».
По официальной информации, размещённой на сайте «Газпрома», в программу газификации на 2021–2025 годы не вошли 16 регионов. Среди них: Магаданская область, Чукотский АО, Еврейская АО, Забайкальский край, Республика Бурятия, Красноярский край, Республика Хакасия, Тыва, Ненецкий АО, Мурманская область, Костромская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Челябинская область, а также Крым и Севастополь.
Стоит отметить, что помимо «Газпрома» на рынке есть и другие игроки, готовые подключиться к программам газификации. Например, не вошедшая в программу «Газпрома» Мурманская область могла бы получить газ благодаря строительству магистрального газопровода Волхов – Мурманск. По информации региональных СМИ, этим проектом стоимостью 300 млрд рублей интересовалась компания «Новатэк» Леонида Михельсона. Больше того, летом прошлого года целесообразность газификации региона поддержал и сам вице-премьер Александр Новак на соответствующем совещании в правительстве. Однако в итоге по непонятным причинам дело заглохло.
Золотое подключение
Но даже если «Газпром» в кратчайшие сроки реализует все намеченные планы по газификации или даже перевыполнит их, к рядовым российским гражданам газ от этого в дом не поступит. Более того, даже в тех регионах, где газ уже есть, довести его до каждого конкретного дома – задача сложная и затратная. И о её решении чиновники сегодня вообще не говорят.
«Например, до границы твоего забора построили газопровод бесплатно, но дальше, внутри забора – это тоже недешёвое удовольствие, – рассуждает Игорь Юшков. – Стоит дорого, около 2,5–3 тыс. за метр, чтобы просто по твоему участку проложили трубу. Это официальный тариф облгазов и горгазов. И ещё внутри дома ты должен завести трубу, купить котёл, поставить плиту, бойлер, всякое-разное оборудование, и всё это тоже очень дорого стоит, радиатор для отопления тоже дорогой. Суммарно не все потянут такую газификацию, и в этом плане пока никаких решений нет, и не факт, что государство возьмёт это всё на себя».
Вопросы так называемой догазификации частных владений в конце прошлого года стали одной из центральных тем обсуждения на «прямой линии» губернатора Псковской области. По словам губернатора, по всей стране сегодня установлена единая стоимость оборудования – от 20,5 до 84 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Однако, по словам жителей, на самом деле стоимость газификации «под ключ» обходится в 200 тыс. рублей, а то и больше. Большинство простых россиян сегодня не могут себе позволить такие расходы.
Неудивительно, что сегодня многие регионы откровенно не спешат исполнять поручение президента, рисуя фейковую отчётность. А зачем стараться, если по факту граждане могут отказаться от газа? В конце прошлого года подобный фейк вскрылся в Тюменской области. Депутат областного парламента Тамара Казанцева сообщила, что газ в деревне Юрты-Иска Нижнетавдинского района существует только на бумаге. «Во время избирательной кампании выезжала в Чугунаевское сельское поселение Нижнетавдинского района. Там есть деревня Юрты-Иска, и мне люди дали проспект, где было написано, что газ подведён, – заявила Тамара Казанцева. – Я была там и сама видела, что никакого газа нет».
Аналогичная ситуация сложилась и в Нижегородской области, где к селу Носовая должны были провести трубу ещё в 2009 году, однако до сих пор её как не было, так и нет.
В конце прошлого года в Челябинской области на фейковых газификаторов даже возбудили уголовное дело. При газификации села Фершампенауз в Челябинской области оказалось, что местная администрация заключила договор с подрядчиком ООО «УралСтройГрупп» на сумму 26 млн рублей. Закончить работы должны были ещё 1 декабря 2020 года. Однако при проведении прокурорской проверки оказалось, что акты приёмки объекта газораспределительной системы не подписаны, документация на объект не оформлена. В итоге трубы вроде есть, но газа в них нет, а 26 млн рублей пропали неизвестно куда.
Очередной скандал, связанный с газификацией, сейчас разворачивается в Подмосковье, где, по утверждению жителей, местные чиновники и представители АО «Мособлгаз» пытаются присвоить себе частный газопровод. Суть конфликта такова: ещё в 2016 году члены Дачного некоммерческого партнёрства (ДНП) «Павловское» за собственные средства построили газопровод, который был оформлен в собственность ДНП. Теперь же в рамках исполнения президентского поручения о газификации представители «Мособлгаза» при поддержке местных чиновников настаивают на том, что собственники газопровода обязаны подключать к нему на безвозмездной основе и других пользователей. В настоящее время дело рассматривается в Арбитражном суде Московской области. Примечательно, что инициатором процесса выступает АО «Мособлгаз».
«Главным препятствием для газификации России была коррупция. Могучая коррупционная схема, которая по обороту денег и своим лоббистским возможностям была вполне на уровне государства, – констатирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. – Бороться с этим было очень сложно, пытались более 20 лет». И, судя по всему, победа в этой борьбе осталась за коррупционерами.
Кстати
Не исключено, что строительство новых газопроводов другим участникам рынка стало неинтересно и экономически невыгодно лишь потому, что проекты не получили государственную поддержку. Заметим, что социальная газификация для «Газпрома» – это далеко не общественная нагрузка и отнюдь не благотворительный проект. Так, реализацию программы по социальной газификации населения до 2023 года в правительстве оценили в 567,5 млрд рублей. Формально финансирование должно вестись за счёт собственных средств «Газпрома». Чтобы привлечь инвестиции, газовый гигант объявил о выпуске бессрочных облигаций. Напомним, это «вечные» бумаги, по которым будет постоянно выплачиваться рента. Однако если компания откажется от выплаты купона по облигациям, то субсидировать их будет Минэнерго – читай госбюджет.
То есть де-факто «Газпром» привлекает средства с госгарантиями.
Более того, ещё в конце 2020 года при обсуждении программы газификации Александр Новак сделал весьма интересное заявление: уровень газификации предлагалось включить в ключевые показатели оценки работы глав регионов. Учитывая, что подавляющее большинство регионов имеет дефицитный бюджет и получает дотации из федерального центра, при нехватке средств на достижение нужного уровня газификации недостающее финансирование опять же можно будет запросить из бюджета уже по линии регионального правительства.
Общий объём финансирования всей программы по газификации регионов на ближайшие 10 лет, по оценкам всё того же Александра Новака, может составить порядка 1,915 трлн рублей. Похоже, что делиться бюджетами с другими игроками газового рынка ни в правительстве, ни тем более в «Газпроме» никто не намерен.
Татьяна Нижегородская