Между Корниловым и Нахимовым. Как жил и воевал герой Крымской войны Карпов
21 января исполнилось 200 лет со дня рождения Петра Александровича Карпова, уроженца Алексинского уезда, потомственного военного, участника первой обороны Севастополя, контр-адмирала.
По стопам отца
Его отец, мелкопоместный Александр Петрович Карпов, участник Отечественной войны 1812 года, отставной капитан-лейтенант, в 1826 году переехал в сельцо Щепотьево Алексинского уезда (ныне деревня Щепотьево Заокского района) о 18 мужских душах. Сыну Петру, названному в честь деда, к тому времени шёл пятый год. А уже в восемь лет его, как и отца, ждала военная стезя: мальчик поступил в кадеты Александровского, а затем Морского корпуса в Санкт-Петербурге.
Карьера юного Петра складывалась неплохо: в 18 лет – гардемарин, в 19 – мичман на Черноморском флоте, в 24 – лейтенант. В одном из морских боёв отличился, захватив турецкую кочерму. По семейным обстоятельствам продолжил службу на берегу поручиком, передавал премудрости математической науки юным кадетам Михайловского корпуса в Воронеже. В 1953 году получил звание штабс-капитана
На бастионе до конца
И тут грянула Крымская война. На Россию набросилась коалиция Англии, Франции, Турции, Сардинии. Началась осада базы Черноморского флота – Севастополя, первая героическая оборона города. Незадолго до её начала Карпов подал прошение о направлении снова на флот, которое было удовлетворено. Он в прежнем чине лейтенанта принял командование парусным линейным кораблём «Селафаил».
В сентябре, как и большинство других плавсредств Черноморского флота, корабль был затоплен в Севастопольской бухте, экипаж занял позиции на берегу, Петру Карпову поручили оборону Пятого бастиона. Огонь его орудий существенно помог отразить первую бомбардировку города французской артиллерией. В октябре 1854 года лейтенант Карпов стал кавалером ордена святого Георгия IV степени. Спустя полгода он снова отличился при отражении второй бомбардировки Севастополя, за что получил звание капитан-лейтенанта.
К концу августа 1955 года Петру Александровичу выпала драматичная миссия стать последним командиром 4-й оборонительной линии на Малаховом кургане. Вместе с защитниками Корниловского гарнизона он сражался до конца и был взят в плен.
Содержался на Принцевых островах близ Константинополя, потом во французском Тулоне. Вчерашние враги склоняли его к вступлению в Иностранный легион, и это предложение русским офицером было с негодованием отвергнуто.
Снова на море
После возвращения на Родину в марте 1856 года Пётр Карпов был представлен новому императору Александру Второму и рассказал монарху обо всех обстоятельствах последнего штурма Малахова кургана. Вскоре герою было присвоено воинское звание капитана второго ранга. Ему отдали в командование винтовой корвет «Волк» Балтийского флота, который вместе с «собратьями» «Буйволом» и Вепрем» вышел из Кронштадта в начале сентября 1857 года на усиление Черноморского флота и прибыл в Николаев к концу апреля 1858 года. Перед отплытием Карпов был удостоен ордена святого Владимира IV степени с бантом – за четвертьвековую офицерскую выслугу. Тогда же в возрасте 35-ти лет вступил в брак с дочерью известного русского флотоводца Е.Ф. Гессена Августой.
На новом месте службы он стал управляющим кораблестроительной экспедиции и вскоре получил звание капитана первого ранга. В течение шести лет он руководил Николаевским портом, был награждён орденом святой Анны II степени и святого Владимира III степени.
Общественный деятель и контр-адмирал
Осенью 1866 года он получил назначение в ставший ему родным Севастополь, как сейчас сказали бы, на административно-хозяйственную работу. Там он стал ещё и уважаемым общественным деятелем, избирался гласным (депутатом) уездного земского собрания и почётным мировым судьёй. В январе 1869 года Пётр Александрович Карпов произведён в контр-адмиралы.
А 3 октября (по новому стилю) того же года скончался в возрасте 47 лет. По распоряжению императора Александра II контр-адмирала П.А. Карпова первым после защиты города похоронили в гробнице адмиральской крипты севастопольского собора Святого Владимира рядом с центральным захоронением четырех адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина.
Сын Петра Александровича, названный по традиции в честь деда, также стал военным и взял в жёны офицерскую дочь.