Пугающая реконструкция: что ждет театр им. Луначарского в ближайшие годы
Информация о заключении контракта на реконструкцию театра имени А.В. Луначарского оказалась полным сюрпризом для театрального сообщества города-героя, культурных работников и даже департамента культуры Севастополя.
Даже после общения со всеми заинтересованными лицами в полотне происходящего остались зияющие дыры — вопросы, требующие ответов.
Реконструкции не будет?
Оперативное подписание контракта на реконструкцию театра между ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» и московской компанией «Смартстрой» на сумму почти 2 млрд рублей, состоявшееся в конце ушедшего года, стало холодным душем даже для тех, кто, казалось бы, должен знать детали такого важного дела.
В частности, до администрации театра информацию довели только после общественного резонанса.
Как сообщила ForPost директор театра Ирина Константинова, её заверили в том, что речь идёт не о реконструкции всего театра — а всего лишь о модернизации.
«Нас заверили, что никакой реконструкции не будет», — подчеркнула руководитель театра имени А.В. Луначарского.
Ирина Константинова подтвердила, что, по имеющейся у неё информации, работы будут касаться модернизации сцены и обустройства качественного света и звука.
«Мы просим выполнять необходимые работы поэтапно, чтобы не останавливать театр. Допустим, мы ушли в отпуск на два месяца или поехали на гастроли — нам сделали свет. По-крайней мере, так обещают», — объяснила руководитель театра.
Согласно контакту (копия документа находится в распоряжении ForPost) строительно-монтажные работы должны начаться в театре уже летом этого года. Это чревато закрытием театра до 2025 года.
Ирина Константинова напомнила, что театр находится в хорошем состоянии и масштабная реконструкция театру попросту не нужна.
По словам представителей департамента культуры, департамент капитального строительства не удосужился уведомить о проходящих торгах даже коллег. Раньше предполагалось, что ремонт театра им. Луначарского будет начат после подбора альтернативных помещений, пригодных для развития культурной жизни в регионе. Например — в рамках культурного кластера на мысе Хрустальном, где вместо театра первым делом строятся многоквартирные дома.
По неофициальной информации, к фундаменту здания выдвигались претензии по части сейсмической устойчивости — якобы вместо положенных в Севастополе 9 баллов здание рассчитано на 7.
Но, если начинать реконструкцию на этом основании, отмечают собеседники ForPost, нужно разрушить вместе с ним весь Севастополь, самая узнаваемая часть которого строилась одновременно с театром.
Выехать театру некуда
Если исходить из сроков, определённых контрактом, за пять месяцев профильные департаменты городского правительства едва ли найдут необходимое помещение для театра — по крайней мере, собеседники ForPost оценивают это скептически.
Стоит отметить, что в прошлом году администрация театра просила отложить запланированную среди мероприятий ФЦП реконструкцию именно по этой причине — по причине отсутствия места, где коллектив мог бы продолжить свою работу.
Однако в беседе с ForPost представители департамента капитального строительства дали понять, что контрактные сроки — вещь гибкая. И зафиксированная в договоре дата 1 июня 2022 года может не совпасть с фактическим началом строительно-монтажных работ и изменением в режиме работы театра.
В данный момент департамент капстроя занимается разработкой научно-реставрационной документации. После получения заключения государственной экспертизы и определения стоимости реставрационных работ будет принято решение о закрытии театра на ремонт.
Главным вопросом оставалось — как ещё до определения перечня необходимых работ и их стоимости образовалась сумма контракта в 2 миллиарда рублей?
По информации капстроя, правительство готово выплатить именно такую сумму, потому что она «соответствует программной стоимости объектов-аналогов 2017 года». Какие именно объекты в 2017 году были сочтены аналогами — в департаменте капитального строительства оперативно ответить не смогли, но объяснили, что стоимость может быть скорректирована. Тем не менее в контракте предусмотрен аванс, «не превышающий 90%» от общей суммы.
Напомним, что это не первый «миллиардный» контракт, где правительство Севастополя демонстрирует исключительный уровень доверия к подрядчику. На аналогичных щедрых условиях был подписан контракт со строителем яхтенной марины в Балаклаве.
Видишь море? А его нет
В самом контракте на реконструкцию театра можно увидеть ряд интересных моментов. Например, находящийся в непосредственной близости к Артбухте участок с театром, оказывается, не относится к водоохранной зоне (пункт 11.3 технического задания), что противоречит публичной кадастровой карте города.
Водоохранные зоны на публичной кадастровой карте Севастополя
Исходя из информации в разделе 19 технического задания, почти 2 миллиарда рублей предстоит потратить всё же не только и не столько на обновление света и звука сцены.
Необходимо также выполнить «приспособление и перепланировку помещений существующего здания», оптимизировать площадь хоздвора и подвала, создать помещение под хореографический класс, оптимизировать посадочные места основного зрительного зала, в зрительном зале установить сетчатые ограждения, «гарантирующие от падения биноклей, сумок, рамок» и прочего. Итоговый перечень операций — в том числе по части строительных конструкций, наружных и внутренних стен, колонн и ригелей, кровли и полов, витражей и дверей будет определён по результатам исследований.
История «успехов»
В культурном сообществе севастопольских театралов новость о планах реконструкции театра имени Луначарского восприняли с тревогой. Причина — прежние «успехи» в деле реставрации культурных объектов на территории Севастополя.
«Мне кажется, что в Севастополе пытаются культуру „уравнять”. Исторический бульвар, музей Крошицкого, памятник Матросу и Солдату и всё, что вокруг происходит, а вишенка на торте — это музей-заповедник „Херсонес Таврический”», — вспоминает прецеденты севастопольский режиссёр Андрей Маслов.
Театр Луначарского, убеждён он, находится в очень хорошем состоянии, особенно в сравнении со многими другими театрами страны. А поверхностный подход к реконструкции такого объекта может привести к непоправимым последствиям.
«Можно называть это аурой, связью актёрских поколений. Я боюсь, что после ремонта исчезнет атмосфера театра Луначарского, которая „намаливалась” десятилетиями. Любое улучшение — нужно думать, что мы при этом потеряем. Что мы разрушим своим вторжением. Все современные технологии внутренних отделок обезличивают театр. А наш театр Луначарского — уникальный храм, снаружи и внутри», — подчеркнул Маслов.
По словам режиссёра, любой театр — это своего рода очистные сооружения, «которые очищают наши души».
«Любая пауза в работе театров отбрасывает региональную культуру, культурные достижения самого театра на несколько лет назад. А как у нас умеют реконструировать объекты культурного наследия или строить новые — вот, напротив театра Луначарского всё перед глазами», — подытожил свои опасения режиссёр.
Напомним: на окончание начатой в 2018 году реконструкции музея им. Крошицкого, находящегося напротив театра им. Луначарского, в начале января 2022 года были выделены очередные 288 миллионов рублей.
Николай Сведски