В Севастополе к неудобному для застройщика памятнику придут с линейкой и циркулем
50-метровая охранная зона — это в радиусе или в диаметре? Как её отмерять — кругом или прямоугольником? От чего — от центра памятника или от его границ? И вообще, где центр у братского захоронения девяти советских воинов в Казачьей бухте? Со всей этой геометрией сейчас предстоит разобраться суду, в который обратилась прокуратура Севастополя с иском против ООО «КБРСГ», больше известного под своим предыдущим именем — ООО «Стандарт-Строй».
Напомним: хитромудро осваивающий земли Минобороны застройщик ради нового жилого массива вырубил более половины из двух тысяч вечнозелёных деревьев, десятки лет назад выращенных военными на камнях Маячного полуострова. Ливанские, гималайские и алтайские кедры, пробковые дубы, можжевельник, фисташки и туи были уничтожены под уверения, что «вот это вот дерево — уже точно последнее». Предложение общественного совета при Севприроднадзоре изменить проект и застраивать степь, а не зелёную зону, осталось без внимания. Власти приняли решение «строить по проекту».
Апофеозом девелоперского цинизма «КБРСГ» стала вырубка кедровой аллеи, посаженной участниками войны у могилы защищавших Севастополь бойцов, и стремительное появление на её месте фундамента под 4-этажный многоквартирник. Это произошло вопреки официальным предостережениям прокуратуры — перспективы прибыли перевесили и юридические, и моральные нормы.
Прокуратура подала против застройщика иск — и строительство дома у могилы приостановили. Вот только в судебном деле приходится опираться на решение Севастопольского горсовета от 29.01.1991 № 3/185, которое установило для братского захоронения 50-метровую охранную зону, а современного, российского документа с точно очерченными границами — нет. Причём проект его есть давно, но вот утверждение Севнаследием почему-то затянулось на годы. К слову, это тоже вызывало предостережение прокуратуры, но в Севнаследии со времён Михаила Рязанцева умели безупречно обосновывать и свои действия, и своё бездействие.
А ведь если бы охранная зона была утверждена своевременно, не было бы ни суда, ни котлована — согласно всё ещё не утвержденному проекту, строительство на месте, где сейчас котлован и фундамент, запрещено. Но бесконечные проволочки сыграли на руку «КБРСГ» — и кедры успели срубить.
Будет ли продолжено строительство дома, теперь зависит в том числе и от экспертизы, которую во время судебного заседания 17 января потребовал провести застройщик. Неудовлетворённый имеющимися в деле данными и цифрами, он просит выяснить, какова конфигурация охранной зоны ОКН и попадает ли в неё фундамент планируемого дома.
Было бы логично, если бы этот вопрос застройщик задал себе до начала строительства, а в суде предоставил свои расчёты и выкладки.
Однако в качестве единственного доказательства, что самому памятнику ничего не угрожает, представитель «КБРСГ» попросила приобщить к делу иллюстрации того, как всё будет выглядеть после завершения строительства.
«Объект никоим образом не нарушен», — заявила юрист, словно игнорируя требование не нарушать не только сам объект, но его охранную зону.
Это вызвало протест прокуратуры, отметившей, что никакие расстояния на этих иллюстрациях из стройпроекта не обозначены в принципе.
«Это просто картинки — и всё», — подчеркнуло обвинение.
В итоге рассмотрение дела было приостановлено до итогов экспертизы.
Отметим, что результатов одной экспертизы городской суд ждёт уже второй год. Речь идёт о ресторане Seavas, который связывали с интересами экс-губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Уже вторая экспертная организация никак не ответит на вопросы, как ресторан нарушает градостроительные нормы, границы городской собственности и права горожан.
А вот другая экспертиза вернула городу Терновское озеро, незаконно оказавшееся в частной собственности, и её результаты бывший собственник не смог оспорить даже в Верховном суде. Впрочем, это была вторая экспертиза в деле, первая же настаивала на том, что реки Ай-Тодорки в природе давно нет, а водохранилище существует «само по себе». Как известно, когда речь идёт о прибыли, 2+2 может быть не 4, а «сколько вам нужно».
Еще по теме: Как и почему застраивается Голубая бухта в Севастополе
Возвращаясь же к «КБРСГ»-«Стандарт-Строю», напомним, что параллельно в Гагаринском суде рассматривается дело о нарушении застройщиком прав дольщиков, вложившихся в застройку Казачьей бухты. Также известно, что 28 сентября 2021 года севастопольская полиция возбудила уголовное дело по факту незаконной рубки зелёных насаждений. ForPost направляет в УМВД информационный запрос, касающийся итогов этого дела.
Светлана Косинова