Кому строить в Крыму и Севастополе, будут решать не здесь
«Не надо бояться».
Для начала признаем: говорить о переформатировании ФЦП в госпрограмму, как это сделано в подзаголовке, не совсем точно: госпрограмма «Социальное развитие Республики Крым и г. Севастополя» была утверждена ещё в январе 2019 года и существовала параллельно с ФЦП. В качестве её целей названы «устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым и г. Севастополя до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя, гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала».
Просто замечательные задачи!
Однако наиболее крупные, значимые и дорогие не только в буквальном смысле слова объекты — от здания музея им. Крошицкого до Крымского моста — были включены именно в ФЦП. Теперь и они будут встроены в госпрограмму — подписанное 28 декабря 2021 года Постановление Правительства РФ о том, как именно это должно быть сделано, опубликовано в последний день уходящего года. Хочется надеяться, что именно совмещение этих важных новостей с пред- и послепраздничной суетой породило некоторую неопределённость в мнениях экспертов, которых мы попытались опросить. А может быть, дело в осторожности, которую несложно понять: слишком велик риск сесть со своими прогнозами в лужу.
Как бы то ни было, часть экспертов предпочла от предсказаний воздержаться. Да и остальные были крайне сдержанны. Экс-глава департамента финансов Севастополя, а ныне директор административного департамента Министерства финансов РФ Владимир Штоп в разговоре с ForPost признался, что глубоко этот вопрос не изучал и давать комментарии не готов, однако подчеркнул: бояться, что перемены скажутся на финансировании реализуемых на территории двух субъектов РФ мероприятий, не стоит.
«Этого однозначно не будет», — уверен он.
Ох уж эта ФЦП.
Не стоит опасаться и неисполнения контрактов и договоров, заключённых в рамках ФЦП: в уже упомянутом постановлении Правительства госзаказчикам ФЦП поручено выполнить всё намеченное. Другое дело, что с реализацией ФЦП и раньше всё было отнюдь не гладко: об итогах её реализации в 2021 году и причинах, по которым намеченное оказалось невыполненным, рассказал в декабре 2021-го телеканалу «Первый Севастопольский» экс-глава дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко.
Одной из главных причин Никитченко назвал «фактор производственной инфляции», с которой столкнулись строители абсолютно во всех регионах.
«Значительно подорожали многие строительные материалы, и объективно возникла необходимость корректировать сметную часть проекта», — пояснил он.
Значение этого фактора отрицать бессмысленно, однако с реализацией ФЦП в Севастополе и раньше возникали многочисленные сложности. В том числе и связанные с фатальной недобросовестностью строителей и проектировщиков. Именно это заставило руководство Крыма и Севастополя просить федеральные власти освободить их от необходимости при реализации ФЦП проводить закупки по печально известному 44-ФЗ.
Подготовить соответствующий законопроект Владимир Путин поручил в феврале 2020 года, и уже весной Госдума приступила к рассмотрению этого документа. О том, как работает новая система определения подрядчиков, в мае 2021 года рассказал ForPost Вячеслав Аксёнов (в настоящее время — председатель бюджетной комиссии заксобрания).
Однако в нашем мире нет ничего идеального. И, как считает один из опрошенных нами экспертов, именно с этим аспектом связано основное — и весьма серьёзное — новшество, которое сулит Крыму и Севастополю переформатирование ФЦП.
К сожалению, назвать этого человека мы не сможем — так уж складывается жизнь, что наиболее откровенные и подробные ответы на журналистские вопросы в последнее время оказываются анонимными. Отмена ФЦП, подчёркивает наш собеседник, означает и отмену действовавших процедур определения подрядчиков.
«Эти процедуры позволяли отмахнуться от тех, с кем не хотелось иметь дела, кто предлагал низкие цены, но на кого положиться было нельзя. Была и возможность принуждать контрагентов регистрироваться в качестве налогоплательщиков в Крыму и Севастополе. Теперь возможностей управления этими процессами у правительства Севастополя нет. Но насколько это плохо — ещё вопрос», — говорит он.
Теперь, подчёркивает собеседник, эти полномочия переходят к министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину, которого называют доверенным лицом курирующего Южный федеральный округ вице-премьера Марата Хуснуллина. Так что решать, кто именно будет строить в Крыму и Севастополе, будут люди, работающие на федеральном уровне:
«У них возможностей отсеивать тех, кто не нужен, не меньше, а больше, чем у правительства Севастополя. Поэтому здесь скорее больше позитива, чем негатива — есть надежда, что процессы ускорятся. Ускорится процесс заключения контрактов и их реализации, улучшится контроль за их исполнением. Хуснуллин руководитель достаточно толковый и жёсткий».
«А сам не плошай».
Прежняя система определения подрядчиков была несомненно лучше и позволила избежать контактов с совсем ненадёжными людьми, однако на «надёжных» в итоге пришлось нагрузить столько, что вопрос об их способности с порученными задачами справиться оставался открытым, поясняет эксперт. И в конце концов правительству всё-таки приходилось работать с теми, кого он называет «вторым эшелоном», — а это повышенные риски.
Кстати, подбирал потенциальных подрядчиков департамент капитального строительства. А затем их оценивала созданная при правительстве Севастополя комиссия по определению единственного поставщика.
«Возможность принимать решения правительству дали, а круг потенциальных контрагентов достаточно узок, поскольку многие серьёзные компании идти в Севастополь и Крым не хотят. Так что проблема была. И в этом смысле у Хуснуллина тоже возможностей гораздо больше», — считает собеседник.
Как именно вице-премьер будет принуждать серьёзных контрагентов работать в Крыму и Севастополе, покажет жизнь. Тем временем переформатирование ФЦП прокомментировали нашему порталу в Министерстве экономического развития РФ. Как подчёркивает замминистра экономического развития Сергей Назаров, формат госпрограммы делает процесс развития регионов «более гибким, ориентированным на выполнение поручений Президента и задач Правительства РФ», и позволяет воплощать утверждённые проекты с соблюдением сроков и с «должным качеством».
Говорится в ответе и о том, что в соответствии с поручением Президента России объём привлечённых в Крым и Севастополь инвестиций должен к 2025 году превысить триллион рублей, что позволит в том числе увеличить налоговую базу.
И тут самое время вспомнить о том, что двум соседним регионам предстоит решить самую важную для себя задачу — научиться больше зарабатывать. Ведь поток федеральных средств, обилие которого уже вызывает обиды и нарекания у жителей других субъектов федерации, рано и поздно если не иссякнет полностью (этого, конечно, не случится), но наверняка истончится. Так что, перефразируя известную пословицу, скажем: надеяться только на федеральные средства, а не на собственные силы, в любом случае опрометчиво и не совсем порядочно. По каким бы программам эти заработанные всей страной деньги не проходили.
Ольга Смирнова