Асбест. Жизнь и судьба. Репортаж из сорок третьего года
Репортаж из сорок третьего года
Приближался тысяча девятьсот сорок третий год. Новогоднюю ночь Фаина Игнатьевна Аввакумова встречала с Натальей Прокопьевной Шабуровой и Людмилой Всеволодовной Никитиной. Выставив на стол все, что было в доме, и не обращая внимания на холод, женщины, прижавшись друг к дружке, внимательно и с волнением слушали по радио выступление Председателя Президиума Верховного Совета товарища Калинина. Он поздравил всех граждан Советского союза, бойцов Красной Армии, партизан, жителей советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами, с наступающим 1943 годом.
Фаина Игнатьевна слушала знакомый голос и вспоминала встречу с ним в Кремле. «Прошло всего три года, но как круто изменилась жизнь» — подумала она. «Прошедший год был годом ожесточенных сражений на всех фронтах Отечественной войны,— говорил Калинин. — В 1942 году немцы потерпели поражение под Москвой. Красная Армия мужественно отстаивала советскую землю, наносила врагу изнурительные удары и сорвала коварные планы гитлеровцев. Сегодня военное положение для нас наиболее благоприятно». Женщины переглянулись. Наталья Прокопьевна встала, чтобы включить радио погромче. «Героическая оборона нашими войсками Севастополя, — продолжал Калинин, — стоила немецко-румынским войскам не одного десятка дивизий. Потери немцев лишь на Сталинградском фронте исчисляются сотнями убитых и раненых. Наступление в районе Сталинграда изменило положение в нашу пользу». «А сколько сыновей потеряли мы под Сталинградом?» — произнесла Фаина Игнатьевна. Она называла фамилии своих бывших учеников, на которых пришли в Асбест похороки: Николая Еремеева, Сергея Авакумова, Николая Тарабаева, Михаила Бабушкина и многих других. Все они погибли в сорок втором. Еще не высохли слезы матерей и жен, оплакивающих своих сыновей и мужей. Фаина Игнатьевна ни на минуту не забывала своего младшего Анатолия. С фотографий он смотрел на нее добрым взглядом. «Прости, сынок!» — прошептала она, смахнув слезу.
Обнявшись, женщины продолжали слушать выступление Калинина. Он благодарил советский народ за оказанную помощь фронту. По всей стране развернулась компания по сбору средств на постройку самолетов и танковых колонн. «Весь советский народ был охвачен высоким чувством патриотизма. Свою любовь к Красной Армии население городов и сел выражало непрерывным потоком подарков, отправляемых на фронт, даже дети старались отметить свою заботу и внимание к воинам Красной армии, участвуя вместе со взрослыми в акциях помощи фронту. Наша Армия приобрела опыт, научилась крепко бить врага» — сказал Калинин. Женщины бросились в объятия друг друга и больше не слушали радио. Дверь комнаты не закрывалась, на площадку второго этажа выбежали все жильцы из соседних квартир, со слезами на глазах поздравляли друг друга. Сообщение Калинина вселяло уверенность, что война скоро кончится! Фаина Игнатьев- На пригласила всех за стол. Долго сидели женщины, вспоминая Тех, кто был далеко от родного дома. Когда все разошлись и в доме наступила тишина, Фаина Игнатьевна, устроившись за столом, села писать письма: на фронт — сыну, снохе и внукам в Москву, дочери в Нижний Тагил.
«Дорогой Коля! Поздравляю тебя с Новым годом! Что-то ты редко пишешь? Вероятно, тебе трудно выбрать время для писем? Семья твоя уже в Москве, пишут, что доехали хорошо, здоровы. Я слышала от Семена, недавно он был у нас, что ты представлен к награде. Поздравляю, сынок. У Гали родилась дочь Таня. Я очень скучаю, привыкла жить с семьей. С отъездом Игоря и Мишутки чувствую себя одиноко. Коля, у тебя растут хорошие детки, иногда проказничают, но ведь иначе дети не вырастут. Мишутка в Асбесте был в лучшем детском саду, его здесь все любили. За полтора года он очень развился: говорит прекрасно, знает очень много детских стихов, неплохо читает наизусть. А голос у него — просто будущий Шаляпин! И слух у малыша хороший. Пиши чаще Игорю, он любит твои письма. Рисует он очень хорошо. Привет тебе от Андрея Евдокимовича и Валентины Алексеевны. У них на фронте двое: дочь Лена — на Ленинградском фронте, связист. Сын Борис — парашютист-десантник. Лена пишет часто, здорова. А вот от Бориса уже полгода писем нет. Старший Владимир на Дальнем Востоке. Привет от Натальи Прокопьевны. Целую. Мама». Фаина Игнатьевна запечатала письмо, долго смотрела на висевшие над кроватью фотографии внуков. Мысленно целовала то одного, то другого: «Как-то они там?». Ей очень их не хватало. Не обращая внимания на поздний час, написала и внукам письма.
«Дорогой Игорек! Как ты учишься, вспоминаешь ли асбестовских учителей и товарищей по школе? У нас стояли сильные морозы. Теперь стало теплее. Ребята во дворе, твои друзья, бегают на лыжах. Я скучаю без вас. Пишите своей бабушке Фаине. Целую». Лишь под утро, выключив свет, она крепко заснула.
В начале сорок третьего года в Асбесте шла интенсивная работа по подбору кандидатов в добровольческий танковый корпус имени товарища Сталина. Документы ЦДООСО города Екатеринбурга сохранили для нас их имена. В числе первых двадцати добровольцев были: Антоненко Дмитрий Захарович, Брызгалов Иван Андреевич, Ботвинкин Василий Никитич, Григорьев Петр Степанович, Гаврилов Дмитрий Захарович, Гущин Василий Федорович, Пеполь Антон Павлович, Непомнящих Александр Никитич, Коуров Иван Прокопьевич, Колягин Александр Иванович, Черепанов Андрей Дмитриевич, Шмыков Павел Никитич.
Депутаты проявляли большую заботу о семьях добровольцев танкового корпуса, следили за тем, чтобы им были созданы хорошие материально-бытовые условия. По решению обкома партии за семьями сохранялись льготы по снабжению продуктами питания и промышленными товарами в магазинах. Комиссия по народному образованию добилась, чтобы каждому ребенку, а также матерям, не имеющим возможности работать, был выдан пропуск на питание в детских столовых. Было улучшено питание женщин, страдающих туберкулезом, предоставлены льготы на починку обуви, на приобретение одежды, вывозку дров и сена, ремонт жилья. Детям фронтовиков выдавали по две пары обуви, билет на бесплатное посещение детских учреждений и новогодние подарки. Решением исполкома для оказания помощи детям добровольцев было выделено более трех тысяч рублей.
Несмотря на военное время, на сессии городского совета рассматривался вопрос о выполнении Закона о всеобщем обязательном образовании детей в Асбестовском районе. Большую работу провели депутаты школьной комиссии, готовясь к сессии. Фаина Игнатьевна Аввакумова и Анна Дмитриевна Гущина побывали во всех школах, выясняя причины непосещения учащимися занятий. В рейдах участвовали депутаты Г.И. Дубленных и М.Г. Шорникова. Результаты рейда обсуждали на сессии и использовали в докладе заведующего отделом народного образования Ф.С.Исакова. В сорок третьем году только 863 школьника не сели за парты, причины были разные, часто занятия в школах не проводились из-за отсутствия топлива. В городе не отапливались не только школы, но и больницы, и госпитали, зимой не работали бани. Плохо выполнялись решения Облсовета по организации мастерских при школах по пошиву и ремонту одежды и обуви.
Комиссии по народному образованию было над чем работать: из 17 школ со 100% посещаемостью работали только три: Папанинская, Совхозовская и Малышевская начальные школы. Более трехсот подростков в возрасте 14-16 лет работали на предприятиях города, заменив ушедших на фронт родителей. 169 учащихся не посещали школу потому, что не в чем было выйти зимой на улицу, не было ни одежды, ни обуви. Многие старшие школьники оставались дома с малышами, в то время как их матери трудились на производстве (таких детей депутаты выявили более ста). Многие пропускали занятия из-за отдаленности школы от места жительства (около 80 детей). Были и такие беспризорные подростки, которые не хотели учиться. Таких было выявлено 52 человека.
Беспризорность стала в военное время большой проблемой в городе. При милиции открыли детскую комнату, установили по- ^ в клубе имени Кирова и на рынке, организовали ночное де-журство на улицах. Вскоре и Фаина Игнатьевна была приглашена на заседание комиссии по детской беспризорности.
Бурно обсуждали депутаты на сессии проблемы образования в городе. Их стараниями в Асбесте было открыто две школы для подростков, подлежащих обучению в 1-4 классах. Школы обеспечили всем необходимым, назначили опытных педагогов. Для работающих подростков организовали группы на предприятиях. В поселке Дома отдыха открыли карликовую школу на 12 детей. Был принят план мероприятий по выполнению решений сессии, в реализации которого активное участие принимала группа депутатов городского совета в составе Ф.И. Аввакумовой, А.Д. Гущиной, Г.И. Дубленных, Ф.И. Мягковой, Н.Н. Говоровой. Депутаты проводили разъяснительную работу среди родителей, помогали отстающим ученикам, следили за качеством горячих завтраков в школах, организовывали силами учителей субботники по заготовке топлива, привлекая к этой работе и школьников.
Фаина Игнатьевна приходила домой всегда поздно. В нетопленой квартире было холодно, неуютно. Немного перекусив, она садилась перечитывать письма и писать ответы.
«Как вы, мои родные живете? Думаю, вы слышали о событиях на северо-западном фронте? Участвует ли в них наш Коля? Сегодня взят Ржев после длительного и ожесточенного боя и радостно и страшно — ведь наших солдат немало гибнет при таких ожесточенных боях. Мила у меня бывает часто. Наташа заходила один только раз и то на минутку. Плакаты Николая, что висели в столовой госпиталя, я отдала Миле. Их привезет тебе Наташа, когда поедет в Москву. Привет от Натальи Прокопьевны и Надежды Александровны. Я каждый раз смотрю газеты, не попадет ли в списки награжденных наш Коля. Очень тоскую. Пишите. Ваша бабушка Фаина».
Фаина Игнатьевна любила своих детей и внуков, умела слушать и понимать их, была доброй и милосердной. Никогда не переставала заботиться о них, даже когда они стали взрослыми, разъехались по разным городам и жили своими семьями. Фаина Игнатьевна часто писала им, в письмах признавалась в своей любви, интересовалась их учебой, работой, радовалась успехам, вместе с ними переживала неудачи. Во время отпуска ездила к детям в гости, подолгу жила с ними, отдавая все тепло своей души. С детства она приучила их заботиться друг о друге, а они всегда чувствовали себя рядом с ней любимыми и защищенными.
Лето сорок третьего стало особенно памятным. Это было последнее ее лето в Асбесте. Все ребята из ее класса приняли участие в параде пионеров и школьников, проходившем в парке. Играл духовой оркестр. Работал летний кинотеатр. Молоденькая учительница физкультуры Апполинария Ивановна Сухоносова организовала для ребят соревнования по волейболу. В клубе пионеров силами учащихся школ города был организован концерт, на который пригласили учителей-ветеранов, и среди них Наталью Прокопьевну Шабурову и Фаину Игнатьевну Аввакумову. В конце месяца она проводила своих учеников на прополку овощей в Сухоложский район. 250 школьников из Асбеста работали на полях, помогая колхозу.
Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г.