Денег нет, а проблемы есть: что осталось за бортом бюджета Севастополя
А как же обещания?
Сразу несколько нерешенных вопросов сформулировала в своем выступлении на вчерашней сессии Татьяна Щербакова. Хотя начала она с хорошего: как и многие другие выступавшие, отметила, что работа правительства и бюджетной комиссии заксобрания над бюджетом была очень насыщенной и конструктивной, а в решении многих застарелых городских проблем наметился явный сдвиг. В качестве положительного примера была приведена работа по созданию психоневрологического интерната нового типа, о необходимости создания которого депутаты говорили неоднократно на протяжении нескольких лет. Сдвинулся с мертвой точки и вопрос о создании приюта для людей без определенного места жительства.
«Не могу сказать, что решен вопрос с льготным лекарственным обеспечением, но обращений по этому поводу стало гораздо меньше. Но есть и вопросы, до сих пор не решенные. И пока не очень видно, как они будут решаться», – сказала Татьяна Щербакова.
При этом для решения некоторых из них, подчеркнула глава комитета по здравоохранению и социальным вопросам, не нужны даже значительные финансовые вливания – это скорее вопрос организации процессов. На этот раз в качестве примера была приведена набившая оскомину «мусорная проблема» – то есть вопрос о сборе, вывозе и утилизации бытовых отходов.
Напомним: недавно свое заключение о работе ООО «Благоустройство города «Севастополь» дала Контрольно-счетная палата. Обнародованные ею факты оснований для оптимизма не дают. Есть и другие крайне болезненные для города темы.
«Проблема с бездомными животными не решается и пока не видно, каким образом она будет решаться», – подчеркнула Щербакова.
Напомним: обещания создать в городе цивилизованный приют для животных давались губернатором Михаилом Развожаевым неоднократно. Однако приюта по-прежнему нет, зато на улицах начался настоящий отстрел бездомных собак: вести о подобных диких случаях поступают из разных концов города. Это возмутительно само по себе, к тому же, кто даст гарантию, что завтра на пути стрелка не окажется не успевший увернуться человек?
Не закончен и капитальный ремонт многих медицинских учреждений. Есть «положительная динамика» в больнице № 3 на улице Надеждинцев и в поликлинике на Ерошенко – первую половину здания поликлиники строители обещают сдать уже в этом году, после чего возьмутся за половину вторую.
«Но есть проблема со строительством больницы скорой медицинской помощи. Спасибо большое, что есть веб-камеры, которые показывают, что пока на объекте происходит вялое, вялое движение в темпе прогулки», – сказала Татьяна Щербакова, предложив депутатам взять этот явно затянувшийся процесс на контроль.
Напомним: недавно глава департамента здравоохранения Виталий Денисов на заседании правительства сообщил о значительном удорожании новых медицинских объектов. Причем самая значительная сумма – около 2 миллиардов рублей – дополнительно потребовалась именно на строительство больницы скорой медицинской помощи. Если же процесс будет столь неспешным, не факт, что строителям хватит и этих денег. Между тем потребность в больнице скорой медицинской помощи в городе острейшая.
Упомянула Татьяна Щербакова и о «анонсированном» правительством учреждении, которое объединит все службы, которые сегодня занимаются (а некоторые, похоже, пытаются заниматься) детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
«Такое учреждение необходимо – чтобы и приют, и детский дом, и управление по делам несовершеннолетних были звеньями единой цепи и не перекладывали проблемы друг на друга», – подчеркнула депутат.
Некоторые озвученные ею в разговоре с журналистом ForPost примеры были настолько поразительны, что о них стоит рассказать отдельно. Однако пока анонсированное учреждение так и не создано. Дети же, по выражению Татьяны Щербаковой, по-прежнему находятся в положении того дитяти, у которого было семь нянек, и примерно с тем же результатом.
«Пока никто больше не погиб»
Зато нашлись деньги на оплату труда еще не существующих работников – референтов спикера и вице-спикеров заксобрания. Об этом мы уже рассказывали довольно подробно.
Одновременно озвучивший эту проблему на заседании парламента председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов упомянул еще об одной потребности, денег на которую в бюджете нет. Департамент по земельным и имущественным отношениям просил 67 миллионов 861 тысячу рублей на обследование так называемой «заброшки»: строительную экспертизу объектов незавершенного строительства, изготовление проектно-сметной документации на демонтаж, сам демонтаж и устранение его последствий.
Насколько обоснованной была эта сумма, судить не нам. В ней ДИЗО отказали. Однако проблема, подчеркнул на заседании заксобрания Горелов, от этого не исчезла.
«Все хорошо до тех пор, пока там в очередной раз никто не погиб и не травмировался», – сказал он.
Напомним: не далее как в январе 2021 года в Орловке погиб подросток, на которого рухнула бетонная плита на заброшенном недострое. После этого на аппаратном совещании в правительстве Михаил Развожаев дал подчиненным поручение инвентаризировать все недострои и снести те из них, что содержатся хозяевами в ненадлежащем состоянии. 25 января этому поручению исполнится год.
В течение года к этому вопросу необходимо вернуться, уверен Горелов. О необходимости скорректировать бюджет по итогам первого квартала говорил в своем выступлении и председатель бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксенов, обративший внимание на сокращение расходов даже на такую важную для города сферу, как образование.
По информации наших источников, возможность вносить в бюджет необходимые поправки есть: при доработке бюджета департаментом финансов был оставлен приличный резерв.
«Нечего и спрашивать»
Депутат Сергей Борисов недоволен итоговым вариантом бюджета по целому ряду причин. Одна из них – распределение субсидий сельхозтоваропроизводителям. По словам Борисова, потребность мелких производителей в компенсациях за модернизацию и обновление сельхозтехники на 2022 год не удовлетворена на 94%.
«У нас почти все компенсации идут крупным производителям, а мелкие пытаются справиться самостоятельно. И во время работы над бюджетом эта недоработка департамента сельского хозяйства и потребительского рынка была признана, но не исправлена», – говорит депутат.
Но главное, подчеркивает он, что в бюджете заложена системная ошибка, на которую указала и Контрольно-счетная палата.
«Расходная часть бюджета на 99% состоит из расходов на мероприятия госпрограмм. А в эти госпрограммы, согласно акту проверки КСП, не входит половина показателей, заложенных в нашей Стратегии социально-экономического развития. А раз они не запланированы, они не выполняются и не будут выполняться. Губернатор говорит, что Стратегия устарела – возможно, хотя она была принята в 2017 году, и это документ достаточно толковый. Устарела – давайте ее пересмотрим. Но если город принял этот закон, он должен исполняться. А у нас половина показателей исчезла», – говорит Сергей Борисов.
Игнорировать Стратегию подобным образом, подчеркивает депутат, начал экс-губернатор Овсянников. И делалось это в пику депутатам первого созыва, которые Стратегию разрабатывали и принимали. Но и сейчас ситуация остается прежней:
«Я понимаю, что это удобно для правительства: не запланировано – значит, нечего и спрашивать. Но это прямой ущерб интересам города».
В первую очередь, подчеркивает Борисов, это сказывается на состоянии городской экономики. Итог налицо: в 2020 году совокупный вклад в бюджет промышленности и сельского хозяйства оказался равен вкладу от деятельности риелторов.
Об этом и о многом другом говорили 23 декабря участники программы «ForPost-Реактор». И этот разговор обязательно будет продолжен – слишком серьезен вопрос об экономическом развитии Севастополя. Ну а пока – с новым бюджетом. Он не идеален, но с ним встречать Новый год все-таки лучше, чем без него.
Ольга Смирнова