«Кротовая нора» Севастополя или электрический чемодан без ручки
ForPost попытался понять, какое будущее ждёт «Крота». Выводы напрашиваются не радужные.
Военный ток
О строительстве подземной электростанции в Севастополе задумались ещё до начала Великой Отечественной войны. С 20-х годов прошлого века в городе активно развивалась промышленность и военная инфраструктура, и для поддержания их работы в условиях боевых действий Севастополю требовался защищённый источник энергии. Строить его решили в скальном массиве Троицкой балки. Контролировали работы сотрудники НКВД. К началу войны закончить объект не успели, и вырубленные в скале штреки стали убежищем для жителей близлежащих посёлков.
После войны потребность Черноморского флота в защищённой подземной электростанции никуда не делась, поэтому в середине 50-х годов работы на объекте продолжились.
Однако, даже несмотря на финансовые и ресурсные возможности СССР, дело продвигалось медленно. Но и объём работ поражает.
Площадь подземного объекта, по разным данным, от 30 до 40 тыс. кв. м. Для понимания: это примерно три торговых центра Lavanda Mall или два ТЦ Sea Mall. Кроме того, надо учитывать, что выполнять работы под землёй гораздо сложнее. Высотка потолков в машинных залах достигает 20 метров.
К моменту развала Советского Союза «Крот» был готов примерно на 85%. На станции были установлены три котла, два турбогенератора и два дизеля, трансформаторные подстанции и насосные станции. После прекращения строительства Крымской атомной электростанции вблизи города Щёлкино сюда перенесли часть оборудования АЭС.
Смутное время
В период распада СССР «Крот» был заброшен и частично разграблен, затем комплекс передали в управление оператору Севастопольской ТЭЦ — компании «СГС плюс». После событий Русской весны договор аренды с компанией был переоформлен в российском правовом поле.
Однако этот непрофильный актив нужен был компании примерно так же, как собаке пятая нога. К тому же «Крот» требовал деньги на содержание и охрану: в подземную электростанцию регулярно залезали жаждущие экстрима молодые люди. Поэтому предприятие системно пыталось расторгнуть договор аренды и вернуть «Крота» городу.
В конце концов город сдался и нашел комплексу нового хозяина — ГУП «Севтеплоэнерго».
Если прошлый распорядитель подземной электростанции лояльно относился к журналистам и всякого рода исследователям подземных тайн города, то руководство ГУПа максимально ограничило доступ посторонних к «телу» «Крота».
В пресс-службе предприятия ForPost заявили, что на станцию давно не пускают ни журналистов, ни исследователей, ни других интересующихся лиц.
«Посещение данного объекта не представляется возможным. Доступ на него запрещён», — сказано в ответе пресс-службы Севтеплоэнерго на официальный запрос ForPost.
Планами насчёт этого объекта в компании также делиться отказываются. «Информация по данному объекту не подлежит распространению», — заявили в ГУП.
Знакомый с ситуацией на предприятии источник рассказал ForPost, что для руководства компании «Крот» — «головная боль».
«Объект дырявый с точки зрения проникновения. Многие молодые люди пытаются залезть туда через вентиляционные шахты. Высота там большая, можно сорваться и разбиться. Поэтому они хотят максимально оградить станцию от лишнего внимания, а любая публикация и сюжет приводит к „заразному эффекту”», — отметил собеседник.
С другой стороны, про этот объект уже написано и снято столько, что едва ли новое сильно повлияет на популярность этого объекта в среде экстремальной молодёжи.
По словам источника, Севтеплоэнерго с удовольствием бы избавилось от «Крота», но брать его под своё крыло никто не хочет.
Туманные перспективы
Периодически «Кроту» пытаются найти применение. В 2003 году Виктор Черномырдин, который в то время был послом России на Украине, предложил установить в подземную электростанцию списанный атомный ректор с подводной лодки с запасом прочности в 25 лет. Но против проекта выступили экологи и общественники.
Также звучали инициативы создания на базе «Крота» музея.
Севастопольский историк Алексей Тиханов, специализирующийся на теме подземных объектов города, не видит таких перспектив.
«Все разговоры о создании на его базе музея — ни о чём. Если водить туда людей, то надо делать для людей. Любое подобное пространство без соответствующего ухода и обслуживания становится источником риска. Я даже на горизонте не вижу тех, кто готов реализовать подобный проект», — сказал он ForPost.
По его словам, подземную электростанцию могли бы использовать военные.
«Но если бы она была им нужна, они бы давно её забрали. Как показал блэкаут, сейчас гораздо проще развернуть мобильные электростанции. „Крот” — это объект другой эпохи, это уже история», — добавил Тиханов.
Что делать с этим уникальным комплексом, сегодня не знает никто. Он как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бросить жалко.
Глеб Вадатурский.
Фотографии предоставил севастопольский историк Алексей Тиханов