Как вернуть Братскому кладбищу в Севастополе достойную его роль
Братское кладбище – уникальное место даже по меркам Севастополя с его богатейшей и, увы, трагической историей. Здесь лежат многие тысячи героев первой обороны города, в том числе и безымянных, похороненных в братских могилах. А рядом с ними – Эдуард Тотлебен, Степан Хрулев и другие известные военачальники. Хрулев, кстати, умер в Санкт-Петербурге через 15 лет после окончания обороны Севастополя. Но похоронить себя завещал именно здесь, рядом с боевыми товарищами. И, конечно, его желание было исполнено.
Об этом факте напомнил во время отчета Ирины Масликовой председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов. Повод вспомнить героя во время отчета главы Севнаследия был не самый приятный. Как сообщила Ирина Масликова, в 2020 году за счет субвенции из федерального бюджета был разработан предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Братское кладбище защитников Севастополя. Церковь Святого Николая». Но каждый, кто был на кладбище в последние годы, знает, что назвать его состояние удовлетворительным было бы большим преувеличением.
ForPost обращал внимание на эту проблему не раз. В том числе и в последние годы. В опубликованной в 2019 году статье о состоянии конкретных памятников и кладбища в целом подробно и с настоящей болью рассказала Инга Хрулева. В декабре 2020 года о недопустимом состоянии уникального памятника, места упокоения героев, напомнил в эфире ForPоst общественник Григорий Донец. А месяцем ранее о том, что Братское кладбище умирает, говорил краевед Владимир Морозов.
Часть могил уже уничтожена
Уже неудобно повторять, что отношение к подобным памятникам – один из показателей культуры общества и его нравственного здоровья. Что невозможно воспитать настоящих патриотов, если они видят, что на память о погибших героев всем наплевать – невозможно, даже если с утра до ночи говорить им правильные (а иногда, скажем честно, и просто пафосные) слова. Но Братское кладбище, вопреки всему, сопротивляется – бродя среди могил защитников Севастополя, невозможно не проникнуться благодарностью к людям, которые отдали свои жизни за город и страну. Но для этого сюда нужно прийти. А место это, согласитесь, на сегодняшний день не самое доступное и популярное.
Этому защитнику Севастополя было всего 20 лет.
Исправить эту непростительную ошибку, считает Вячеслав Горелов, мог бы туристический маршрут, финальной точкой которого должно стать именно Братское кладбище. Четвертый бастион, Исторический бульвар с Панорамой, Первый и Третий бастионы, Малахов курган, Камчатский люнет – таким, по его мнению, мог бы быть весь маршрут.
«И, наконец, Братское кладбище и колокольня Свято-Никольского храма, откуда открывается прекрасный вид на город. Это мог бы быть такой объект туристического показа! Там же у каждой могилы можно останавливаться по полчаса. Если есть возможность получить федеральное финансирование на очень тонкое, умное и деликатное приведение этого кладбища в порядок, это было бы бесценным подарком не только городу, но и всей стране», - говорит Вячеслав Горелов.
На стенах храма – тоже имена защитников Севастополя и названия прославившихся при обороне города воинских формирований.
Привести в порядок необходимо и памятник генерал-лейтенанту Степану Хрулеву – тому самому, завещавшему похоронить себя в Севастополе спустя 15 лет после событий 1854-1855 годов.
«Когда я подхожу к нему, у меня сердце кровью обливается. Мы с Кажановым еще в 2014 году пытались его отремонтировать, но не нашли мастера, который занимался бы реставрацией по мрамору. Раз у нас есть полномочия по этому памятнику, давайте сделаем что-то, приведем его в порядок», - попросил Горелов.
Упоминание о полномочиях объясняется просто: памятник имеет федеральный статус, однако, как пояснила ого Ирина Масликова, полномочия по его охране переданы Севастополю.
Памятник Хрулеву
Остается добавить, что памятник Хрулёву представляет собой бюст из каррарского мрамора на мраморной колонне высотой 5,1 метра, со скульптурным изображением двуглавого орла и надписью «Хрулёву — Россия». Символично, что во время второй обороны Севастополя бюст был «ранен» в область сердца. Об этом во время посещения Братского кладбища рассказывает в фильме 2014 года «Я – местный. Севастополь» Алексей Чалый. Фильм «Студии Лавр» стал одним из серии аналогичных рассказов о разных регионах России и их истории.
Ольга Смирнова