История «НТС»: право говорить на родном языке
Отличительной особенностью «НТС» в украинский период было то, что мы сохраняли за собой право вещать на русском языке
25 лет для города и ради него. «Независимое телевидение Севастополя» отмечает день рождения. В этот день мы расскажем вам о главных темах, которые поднимал телеканал за четверть века. Каждый из этих сюжетов нужно именно смотреть – в них использованы уникальные архивные кадры, многие из которых есть только у нашего телеканала.
Отличительной особенностью «НТС» в украинский период было то, что мы сохраняли за собой право вещать на русском языке. Каждый выпуск новостей начинался со слов «Говорит и показывает город-герой», а севастопольцы ежедневно могли узнавать о последних событиях нашего города на родной для них речи. Мириться с такой ситуацией отказывались сторонники украинизации. В судебном порядке они пытались лишить наш телеканал этого права.
В мае 2008 года телеканал «НТС» получил предписание от Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания и прекратил размещение телевизионной рекламы на русском языке. Учитывая, что на тот момент, согласно статистике, более 70% жителей Севастополя считали русский своим родным языком, наш телеканал посчитал такие действия ущемлением прав телезрителей. Ответ украинской стороны был незамедлительным.
СЕРГЕЙ ЗАЯЦ, адвокат, медиа-юрист: «В 2008 году, когда сначала телеканал получит 2 предписания, затем обратился за разъяснением в национальный совет относительно того, может мы всё-таки можем вещать рекламу на русском языке. Получив отказ, телеканал обратился с иском в суд. И это вызвало незамедлительную реакцию национального совета. Тут же была проведена проверка и вынесено предупреждение в адрес телеканала за нарушение законодательства Украины».
Отметим, что предвзятое отношение к телеканалу «НТС» Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания выражалось и в заниженных квотах по доле эфирного вещания на русском языке.
ДМИТРИЙ ЖУКОВ, директор, главный редактор «Независимого телевидения Севастополя»: «Мы чувствовали определенную обиду за то, что имели 75% украинского языка и 25% русского. Для справки вам скажу, что лицензии, которые были выданы СРГТРК – 50/50 языка вещания, телерадиокомпания «Севастополь» – «Народный канал»: 50/50. «Первый Севастопольский» – 57/43. И только «НТС» имел 75/25».
Даже при таких коэффициентах, программа «Севинформбюро» велась исключительно на русском языке. Более того, даже выступления украинских чиновников и других интервьюеров переводились с украинского языка для лучшего понимания зрителем. Когда поступил запрет на показ русскоязычной рекламы – «НТС» принял решение отказаться от рекламы вовсе. К 2012 году удалось добиться расширения доли русскоязычного вещания в эфире.
ДМИТРИЙ ЖУКОВ, директор, главный редактор «Независимого телевидения Севастополя»: «Изменения внесены не с первого раза. Нам национальный совет и отказывал в этом, переносил и откладывал заседания, и снимал с повестки дня. В итоге всё-таки решение принял».
Право на распространение информации на родном для севастопольцев языке мы отстаивали в судах трёх инстанций. Окончательное решение по делу было вынесено в июне 2011 года – это был отказ в рассмотрении. В декабре 2011 года жалоба поступила в Европейский Суд по правам человека.
СЕРГЕЙ ЗАЯЦ, адвокат, медиа-юрист: «Обращаясь в Европейский суд, телеканал ставил вопрос о том, что мы не можем донести нашу информацию до зрителей. Сама процедура рассмотрения дела в Европейском суде не предполагает того, что мы можем поставить вопрос об интересах зрителей прямо. Но косвенно этот вопрос, безусловно, подразумевается».
В июне 2012-го Европейский суд сообщил о принятии к рассмотрению жалобы телеканала «НТС». Борьба за право вещать и показывать рекламу на русском языке велась вплоть до 2014 года, пока, наконец, Севастополь не вернулся в родную гавань. До судьбоносных событий февраля и начала Русской весны в нашем эфире ни один выпуск новостей так и не провели на «мове», несмотря на многочисленные попытки поборников украинизации.
Кирилл Попов, «Севинформбюро»