Севастопольцам нужно готовиться к новым повышениям стоимости проезда
Таким мнением поделились представители транспортных компаний Севастополя, с которыми пообщался ForPost.
Чёрный год
Самой тяжёлой для перевозчиков стала первая половина 2020-го, когда в Севастополе был объявлен режим самоизоляции: школьники и студенты перешли на дистанционное обучение, а их родители начали осваивать работу на дому.
За первую половину прошлого года ООО «Зенит-Автотранс», обслуживающее маршруты № 2, 10-А, 16, 20, 23, 83, 84 и 400, потеряло более трёх миллионов рублей, рассказывает генеральный директор компании Алексей Черников.
«Это был тяжёлый год — последствия до сих пор сказываются. Пассажиропотока действительно не было — я приезжал на базу, и она была вся забита автобусами, потому что на линии, на каждом маршруте работало по одной, по две, по три машины», — вспоминает предприниматель.
В определённый период несколько маршрутов на территории города не обслуживались в принципе, а некоторые продолжали работать в сильно усечённом варианте, говорит председатель Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков.
«В результате не были выполнены рейсы, из-за этого перевозчик не получил соответствующего возмещения — так как работа выполнена не была. Но при этом нельзя забывать, что трудовые коллективы, официально устроенные на производстве, должны были получать хоть какое-то возмещение», — объясняет эксперт.
К сожалению, и 2021 год перевозчики не могут назвать лёгким и беззаботным. В качестве примера недавнего снижения пассажиропотока генеральный директор ООО «Севтранс-Сервис» Павел Сорокин, обслуживающий маршруты № 35, 77, 95, 102 и 105, приводит нерабочие дни, которые были введены в Севастополе с 30 октября по 7 ноября.
Справедливая цена
Комментируя заявление главы департамента транспорта об экономически обоснованной стоимости проезда размером в 48 рублей, председатель Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков ответил, что этот показатель может варьироваться в зависимости от маршрута, пассажиропотока и особенностей самого транспортного предприятия.
«Но в целом цифры названы адекватные. Насколько я понимаю, они больше привязаны к Севэлектроавтотрансу, но они примерно соответствуют и нашим затратам», — заметил эксперт.
С тем, что нынешний тариф, несмотря на его недавнее повышение, не соответствует реальной экономической картине, ожидаемо согласились и два других собеседника издания. Правда, обвинять их жажде наживы после озвученных аргументов не приходится.
По словам генерального директора ООО «Зенит-Автотранс» Алексея Черникова, более 80% пассажиров маршрутного такси пользуются транспортной картой, поэтому одна поездка им обходится не в 26, а в 20 рублей. Однако в эту стоимость уже включена комиссия ООО «ЕГКС», из-за чего за одного пассажира транспортная компания получает менее 19 рублей.
«У нас в 2017 году проезд был 18 рублей — сейчас у нас проезд 18,88, но ведь есть такое понятие, как инфляция, и этого слова вполне достаточно. Я уже не говорю про стоимость запасных частей, горюче-смазочных материалов, МРОТ и так далее», — перечисляет перевозчик.
Особенно интересно, по словам главы ООО «Севтранс-Сервис» Павла Сорокина, наблюдать за стоимостью горючего и деталей на фоне сообщений об увеличении стоимости проезда в общественном транспорте.
«Это парадокс. Повышение тарифа проезда сказалось на снижении прибыли предприятия. Как только речь зашла о повышении тарифа — цена топлива начала резко подниматься. То есть только с появлением слухов об этом стоимость топлива пошла на подъём, цена на запчасти пошла на подъём, цена на новые машины пошла на подъём», — недоумевает предприниматель.
Особенно яркий пример действия рыночной экономики привёл Алексей Черников. В 2016 году его компания закупала автобусы популярной отечественной марки примерно за 2,6 миллиона рублей — сейчас стоимость транспортного средства вплотную подобралась к отметке в 5 миллионов рублей. Последние повышение, по словам перевозчика, пришлось примерно на время изменения тарифа и составило около 6%.
Тарифы не удержать
Всё больше узнавая о жизни общественного транспорта со стороны перевозчика — а не пассажира, невольно задаёшься вопросом: почему при подобных сложностях на этом рынке такое большое количество игроков? Неужели они работают себе в минус?
Кратковременные сомнения развеивает председатель Союза транспортных компаний Виктор Рыков. Опытные перевозчики, по его словам, даже не возьмут на обслуживание маршруты, если цель не будет оправдывать средств. Однако и источник этих средств у предпринимателей не один.
Кроме дохода с обычных пассажиров, самостоятельно оплачивающих транспортные услуги, компании получают компенсацию за перевозку льготных категорий граждан, а также доплату от регионального правительства. Последняя строка касается контрактных обязательств перевозчика, например, частоты рейсов, выполнять которые в 2020 году было очень тяжело.
Но это не умаляет проблем перевозчиков, а также последствий регулируемого правительством тарифа, из-за чего очередное повышение стоимости проезда, по словам Виктора Рыкова, является только вопросом времени.
«Если мы ничего не сделаем с существующей инфляцией — мы придём к озвученной стоимости. Дело времени. Другое дело, что правительство принимает противоинфляционные меры, увеличивает минимальный размер заработной платы, пенсионные возмещения, но если просто подойти логически: ежегодную инфляцию в Российской Федерации никто не отменял», — отвечает Виктор Рыков.
Добавим, что по последним нововведениям регионального правительства воспользоваться льготным проездом в общественном транспорте смогут только те пассажиры, которые имеют постоянную прописку в Севастополе. Имевшуюся ранее возможность получить льготы по временной прописке директор департамента труда и соцзащиты Елена Сулягина назвала «вкравшейся технической ошибкой».
Олег Турчанович