Новый музейный комплекс в Севастополе может появиться на Мекензиевых горах
«Идея важная, созидательная, но земли, где предлагается создать мемориальный комплекс с музеем, сегодня включены в территорию Севастопольского лесничества, поэтому необходимо действовать поэтапно, скорректировать границы лесничества, не сократив общий размер лесного фонда», — рассказал на страницах своих социальных сетей губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
Этот вопрос глава региона уже обсудил с министром природных ресурсов и экологии России Александром Козловым. Из их диалога стало известно, что реализовать проект планируется на территории 2-го кордона Мекензиевского участкового лесничества.
«Для создания комплекса уже определён участок площадью 40 гектаров», — указывается в сообщении министерства.
Общедоступное место отдыха «2-й кордон Мекензиевского участкового лесничества» на карте Севприроднадзора
Добавим, что глава природоохранного ведомства положительно оценил перспективу строительства нового музейного объекта на территории лесного массива.
Детали проекта пока неизвестны.
«По поводу музея Вадима Задорожного, в общем и целом идея поддержана — теперь надо понять, что это за проект <…> с точки зрения его привязки к территории, что это конкретно будет. Понятно, что это небыстрый путь, который надо будет пройти с точки зрения публичного согласования; ну и, понятно, если мы какую-то часть территории лесничества будем предоставлять под организацию музея, то соответственно <нужно определить>, где мы компенсационно добавляем территорию», — объяснил сложности Михаил Развожаев.
Прокомментировать планы создания музейно-исторического комплекса на территории общедоступного места отдыха ForPost попросил председателя Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» Марину Гавриленко, которая познакомилась с инициатором проекта Вадимом Задорожным в рамках своей деятельности.
«Я минимум 50 лет ходила в этот лес, через 2-й кордон мы водили детей на Эски-Кермен, проводили Вахты памяти — это официальное место отдыха. Раньше там жил лесник с семьёй, содержали все эти беседки, выдавали дрова. Там была чистота и порядок — всё, как положено. Это было место для людей. Как теперь это будет?» — задаётся вопросом Марина Гавриленко.
Рассуждать о будущем этой территории без проекта, по словам представителя объединения поисковых отрядов, достаточно сложно, ведь речь здесь может идти как о небольшом благоустройстве территории, так и о масштабном вмешательстве.
В то же время автор проекта Вадим Задорожный, говорит Гавриленко, производит впечатление патриота, у которого слова не расходятся с делом. Российский коллекционер неоднократно оказывал финансовую помощь севастопольским поисковикам и принимал личное участие в памятных мероприятиях, подчеркнула она.
Марина Гавриленко, Михаил Развожаев, Вадим Задорожный и члены поисковых отрядов на хуторе Мекензия
К инициативе создания музейного пространства в лесном массиве крайне негативно отнёсся председатель общественной организации по сохранению объектов культурного наследия «Морской форт» Григорий Донец. Он обратил внимание на то, что в городе-герое уже существуют знаковые для истории объекты, нуждающиеся во внимании властей.
«У нас есть территория, если мне память не изменяет, в 18 гектаров — это военный городок, который находится рядом с 30-й береговой батареей. Его планировали задействовать в парке „Патриот” — один раз показали, завезли туда технику, и на этом всё закончилось», — напомнил Донец.
Реализация исторического или патриотического проекта на этом месте, по его словам, могла бы способствовать восстановлению небезынтересных военных объектов, а также исключить необходимость отчуждения лесных территорий.
Однако в последние годы в Севастополе наблюдается обратная тенденция: амбициозные и дорогостоящие проекты на территории города реализуются по настоянию «сверху», а не «снизу», и под них приходится или вырубать деревья, или стремительно вести спасательные археологические раскопки. Самые яркие примеры — культурный кластер на мысе Хрустальном и так называемый «новый Херсонес».
При этом, пока в знаковых для города местах разрабатывают котлованы под новые учреждения культуры и жильё для их сотрудников, положение уже существующих часто далеко от нормального. Яркий пример — художественный музей имени Крошицкого, сотрудники которого уже несколько лет работают в помещении кинотеатра, не имеющем центрального отопления. Ещё одна боль севастопольцев — увязший в судах и реконструкциях Исторический бульвар. Все эти объекты ждут такого же повышенного внимания, а возможно и меценатов.
Что в действительности планируется на территории предполагаемого нового музейного комплекса, ForPost выяснит в ближайшее время.
Олег Турчанович