У ФСКР и реставраторов разошлись взгляды на исторический облик Севастополя
История с непонятными узорами, выдолбленными на исторических камнях, облицовывающих дом-памятник на Большой Морской, получила продолжение
Беспорядочно нанесённые волнистые узоры теперь украшают половину фасада здания.
К задаче придать камню фактурности и рельефности фирма «ПСК Норматив» подошла весьма своеобразно – вместо использования технологии бучардирования, они просто выдолбили на известняке борозды с помощью перфоратора с насадкой. Получились беспорядочные узоры.
Бучардирование – особый метод обработки каменный и бетонных поверхностей. С помощью него материалу придают определенную шероховатость и фактурность.
Такая технология изначально была применена при строительстве этого дома. Нынешние методы не имеют ничего общего с нормами реставрации, убежден Анатолий Туманов.
АНАТОЛИЙ ТУМАНОВ,
Разницу между правильным и неправильным бучардированием аттестованный специалист Министерства культуры РФ по реставрации объектов культурного наследия Анатолий Пряшников показал на примере – с собой он принес и инструмент, и обломок известняка:
Во время съёмок сюжета к реставраторам подошёл представитель подрядчика – самарской фирмы «ПСК Норматив» Всеволод Шаров. Он сразу начал защищать свой «метод» обработки фасада здания.
- Да
- А вы бы взяли какой-нибудь объект и отреставрировали. А то вы только ходите и везде говорите
- У меня есть своя работа».
В районе 10 часов утра, съёмочная группа телеканала «НТС» вместе с реставраторами покинула объект, а Всеволод Шаров спешно вызвал на участок представителей Фонда содействия капитальному ремонту Севастополя и Севнаследия. Руководство ФСКР предложило прокомментировать ситуацию на месте. Встреча состоялась спустя 6 часов, в 15:00.
Приехавшие поддержать подрядчика начали доказывать, что подобный рельеф был и у изначального фасада здания. Ещё выяснилось, что над каждым камнем работали разные люди, каждый видел по-своему.
ДМИТРИЙ ШПАГИН,
Отдельный упор как руководство ФСКР, так и сам подрядчик делали на то, что работы на объекте всё ещё находятся на промежуточном этапе, в финальном варианте фасад будет выглядеть иначе, пропаханные борозды, якобы, отшлифуют.
ДМИТРИЙ ШПАГИН,
Примечательно, что ещё 6 часов назад, когда съёмочная группа впервые прибыла на объект, представитель подрядчика Всеволод Шаров фактически заявлял, что эти выдолбленные борозды – именно финальная стадия работы:
- Мы это будем предъявлять, да.
- Нечего сказать».
Прибыть на место должны были, и специалисты Севнаследия. На участке действительно было несколько человек, однако представиться или даже ответить на базовые вопросы они отказались, проигнорировав обращения корреспондента. Отметим, что телеканал «НТС» уже около полугода пытается получить от руководителя Севнаследия Ирины Масликовой ответы на вопросы, в том числе, касающиеся реставрации домов центра города. Однако, интервью Ирина Николаевна постоянно откладывает с июля месяца и по сей день. Зато навстречу телеканалу «НТС» пошёл бывший сотрудник ФСКР, а ныне – аттестованный строительно-технический и стоимостный эксперт Министерства культуры России Георгий Гегиадзе.
Он отметил, что некоторые из облицовочных камней всё-таки обработаны удачно. Однако, из-за того, что с камнем работало около 20 человек, в целом картина напоминает лоскутное одеяло.
ГЕОРГИЙ ГЕГИАДЗЕ,
Эксперты настаивают – к вопросу реставрации центра Севастополя в принципе необходимо подходить более деликатно.
- Есть такой способ реставрации, восстановления.
- Бить зубилом по камню?
- Если положено бить зубилом по камню – значит надо бить зубилом по камню».
Независимые специалисты-реставраторы сошлись на мнении, что вновь посетят объект через две недели, чтобы посмотреть, как их рекомендации и обещанная шлифовка камня повлияют на внешний облик здания. Дмитрий Шпагин, в свою очередь, посоветовал не отвлекать рабочих от их обязанностей, потому как это влияет на сроки сдачи объекта.
«2 дня. Убиты два дня. Кому мне выставить счёт?», – возмутился представитель подрядчика.
В итоге остаётся неизвестным, как всё-таки будет выглядеть фасад исторического дома после реставрации.
Кирилл Попов, Елена Анисимова, Дмитрий Лелеко, «Севинформбюро»