Более 90% украинских предприятий уже на днях объявят себя банкротами
Более 90% украинских предприятий не могут продолжать работу и уже на днях объявят себя банкротами из-за повышения цен на газ. Об этом заявил бывший министр экономики Незалежной Виктор Суслов, занимавший свой пост в середине 1990-х, при втором президенте независимой Украины Леониде Кучме. Теперь в кресле украинского лидера находится уже шестой президент страны — Владимир Зеленский. Однако проблемы остались все те же: Киеву не хватает энергоресурсов, а политические разногласия с Москвой не позволяют достигнуть компромисса.
По словам экс-министра Виктора Суслова, в настоящее время из-за повышения цен на газ девять из десяти украинских предприятий не могут продолжать работу и в скором времени объявят себя банкротами. «Компании получают огромные счета за топливо и для абсолютного большинства компаний это неподъемный расход», — отмечает бывший член правительства. О том же говорит и экс-премьер Украины Юлия Тимошенко: упущенной возможности украинских властей закупить дешевый газ у России уже не возместить — если бы страна закачивала газ в хранилища, то сейчас «не было бы никакого кризиса».
Зависимость от российских углеводородов Украина пытается преодолеть с самого начала своей современной истории. Правда, не слишком успешно: хотя Украина не раз пыталась добиться от «Газпрома» скидок и уступок, «голубое топливо» в итоге только становилось дороже. Напомним, в 2005 году, когда президентом Украины был избран Виктор Ющенко, российский газ для его государства стоил всего $50 за тысячу кубометров. Для сравнения, сырье, которое «Газпром» экспортировал в Европу, обходилось почти втрое дороже — примерно в $147. Однако Киеву не понравилось, что углеводороды поставляются через посредника «Росукрэнерго», бенефициарами которого были как российские, так и местные бизнесмены, поэтому контракт был пересмотрен. Украина решила разделить один совокупный договор на две части: на контракт транзита в ЕС и на контракт поставок газа непосредственно Незалежной. Между тем, как раз единый договор и присутствие посредника, улаживающего конфликты с каждым из правительств, обеспечивало украинцам столь низкую цену. В результате, уже к началу 2006-го стоимость «голубого топлива» скакнула до $95, а к лету выросла до $135 за тысячу кубометров. По итогам года дефицит украинского бюджета вырос в 6 раз — с $400 млн до $2,6 млрд.
Подобная история повторилась спустя три зимы — в 2009-м. Тогда Россия и Украина окончательно отказались от использования трансферной компании в своих газовых отношениях, и перешли на прямые поставки сырья. Стоимость российского «голубого топлива», составлявшая ранее для Киева с учетом дисконта $180-190, прыгнула до $360 за тысячу кубометров. Спустя несколько месяцев внешние кредитные обязательства Незалежной, привлекавшиеся в первую очередь для покрытия газовых долгов перед Россией, выросли почти на $14 млрд.
В те времена Москва еще шла на уступки Киеву. Так, весной 2010 года Дмитрий Медведев и тогдашний украинский президент Виктор Янукович подписали соглашение о стоимости закупок и транзита топлива по транспортной магистрали сопредельного государства. Москва предоставила возможность снижения ставки на 30% от рыночной цены для соглашения об аренде российской базы Черноморского Флота в Севастополе.
До конца 2013 года скидка оставалась в силе — украинцы платили не $400, как того требовали сторонние поставщики, а всего лишь $286. Однако затем между Москвой и Киевом последовал громкий разрыв отношений, а новая украинская власть отказалась перечислять авансовые платежи за российский газ, которые предусматривали снижение стоимости топлива. Как следствие – цена тысячи кубометров для Незалежной увеличилась до $485. Стоит отметить, что в тот момент между «Газпромом» и «Нафтогазом» происходили непрерывные судебные споры в европейских юридических инстанциях — каждая из сторон отстаивала собственную трактовку долговых обязательств за газ. Тяжбы шли с переменным успехом: периодически стороны отсуживали друг у друга от $1,5 млрд до $3,5 млрд. После нескольких лет препирательств, в 2015 году, Украина окончательно перестала закупать «голубое топливо» у России, перейдя на реверсный импорт нашего сырья у стран Европы.
С тех пор стоимость контрактов Незалежной не декларируется. Эксперты объясняют такое положение внутренними украинскими экономическими особенностями. Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, Киев, пользуясь своим транзитным положением, по-сути, закупает виртуальное топливо. Газ поступает в украинские трубы на границе с Россией — владельцами этого сырья уже можно считать европейских покупателей.
Однако сырье, которое Незалежная отправляет на другой границе в страны Старого Света, с которыми у «Газпрома» давно заключено долгосрочное соглашение, предоставляется из украинских подземных хранилищ, расположенных вблизи от западных рубежей. Другими словами, фактически Украина не осуществляет транзит российских углеводородов по своей транспортной системе, а элементарно распределяет доступное топливо между местными региональными потребителями. «Украинские жители платят наценку исключительно за слова чиновников», — отмечает аналитик.
Региональные газоснабжающие компании Украины, согласно данным профильного портала «ГазПравда», с сентября по ноябрь этого года повысили тарифы для населения с 20 до 40 гривен за тысячу кубов. По информации украинских распределительных компаний, на начало отопительного сезона хранилища страны были заполнены 18 млрд кубометров газа — такой объем при ежегодном потреблении в 30 млрд кубов, позволяет довольно комфортно пережить наступающую зиму. Однако на самом деле около четверти этого топлива уже принадлежат европейским трейдерам, которые вряд ли позволят сохранить энергоресурсы для рынка Незалежной, а оставшегося в запасниках сырья едва ли хватит для спокойного преодоления морозной погоды. Поэтому не исключено, что до нового года жителей Украины ожидает еще одно повышение тарифов на топливо.
В связи с этим, участившиеся заявления украинских политиков о предстоящем банкротстве страны, по словам российских экспертов, вполне обоснованы. «С технической точки зрения, прокачка через ГТС Украины обеспечивает необходимые эксплуатационные параметры, нужные как для поддержания ее работы, так и для распределения газа внутри страны, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — В свою очередь, транзитные пошлины служат для Киева принципиально важным доходом, поскольку приносят примерно $2-3 млрд в год. Проблема сохранения транзита неоднократно обсуждалась. До конца 2024 года такие поставки, по договору с «Газпромом», сохранятся. Однако Киев хочет «подстраховаться», поэтому заранее жалуется на предстоящий дефолт. В дальнейшем некоторые украинские политические структуры, претендующие на возврат во власть, смогут использовать свое предсказание в собственных интересах».
The post Более 90% украинских предприятий уже на днях объявят себя банкротами appeared first on Политический калейдоскоп.