«5 лет ада». Сестра режиссера Олега Сенцова хочет покинуть Украину?
Двоюродная сестра осужденного за терроризм украинского режиссера Олега Сенцова Наталья Каплан заявила о своем намерении покинуть Украину. Родственница бывшего политзаключенного призналась, что переезд в Незалежную был ошибкой.
«Я чужая, смиритесь и действуйте по своей совести»
Свои эмоции Наталья Каплан выразила на своей странице в Facebook в максимально резкой форме: «..... Украину. Кажется, это худшая страна для эмиграции. Не приезжайте сюда. 5 лет ада. А я рада, что пакую чемоданы и возвращаюсь домой».
Такое заявление заставило ряд украинских СМИ предположить, что страницу женщины взломали. Однако сама она в следующих публикациях подтвердила, что поступает вполне обдуманно.
«Украина посылала меня.... 5 лет, а я всего лишь пост в ФБ против написала, — сообщила Каплан, — Да отпишитесь вы уже. Не..... вы, Путину не продамся, он для меня враг куда дольше, чем для Украины».
«Если вы подписались на меня ради Сенцова, отписывайтесь уже, вообще-то он вышел, — заметила она, — Я чужая, смиритесь и действуйте по своей совести (хотя кому я тут про совесть рассказываю)».
От тюрьмы до Венеции
В апреле 2014 года автор на тот момент единственного кинофильма «Гамер» и сторонник «Евромайдана» Сенцов был задержан в Крыму за создание группы, члены которой планировали совершение диверсионно-террористических актов в Симферополе, Севастополе и Ялте. Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону в августе 2015 года приговорил Сенцова к 20 годам колонии строгого режима за создание в Крыму террористического сообщества.
На Украине Сенцова объявили «узником совести», а деятели мировой культуры, не имевшие даже смутного представления о нем, стали подписывать петиции в защиту «коллеги».
В 2019 году «узника» обменяли на лиц, удерживаемых Украиной, после чего Сенцов отправился в мировое турне, пожиная плоды своей известности.
О Сенцове мы вспоминали совсем недавно — его новая картина «Носорог» была представлена на Венецианском кинофестивале. В главной роли режиссер снял украинского неонациста Сергея Филимонова по прозвищу «Сын Перуна». Несмотря на то, что организаторов проинформировали о взглядах Филимонова, он, тем не менее, присутствовал на мероприятиях фестиваля. Пожалуй, большего позора данный кинофорум не знал за всю свою историю.
Однако призов Сенцову давать не стали, а на Украине отказались выделять финансирование на его новый проект. Так что, не исключено, что лучшие времена для «узника совести» уже в прошлом.
Ключевая фигура команды защиты
Двоюродная сестра Сенцова была одной из ключевых фигур команды, защищавшей режиссера-террориста в период суда и отбывания им наказания в российской тюрьме.
В своем интервью изданию «Медуза», признанному в России иностранным агентом, в 2018 году Каплан сказала: «На меня заключен договор с адвокатом, все передачи Олегу — полностью на мне, я курирую финансовое обеспечение его семьи. А с другой стороны, а кому еще этим заниматься? Мама не сможет физически. Она и так валится с высоким давлением каждый раз, как к ней журналисты ломятся — не всегда это тактично происходит... Я узнала об аресте на следующее утро и начала все это ковырять. Потом со мной связались кинематографисты, сказали, что они поговорили с Динзе (адвокат Сенцова — прим. АиФ. ru) и он готов взяться за это дело, но нужно подписать договор. Мы подписали договор, а дальше уже пошло-поехало. Все случилось само собой».
По признанию Каплан, со своим двоюродным братом она начала активно общаться в начале 2000-х. Женщина, до 2014 года проживавшая в России, позиционировала себя как журналистка оппозиционной направленности. Переезд на Украину она воспринимала как политическую эмиграцию. Но, поскольку от гражданства России женщина не отказывалась, она взялась помогать брату, поскольку чисто технически ей было это проще сделать.
«Перестать быть «сестрой Олега Сенцова»
Однако тяжесть борьбы за Сенцова Каплан утомила. В 2018 году в том же интервью «Медузе» она заметила: «Жить жизнью Олега Сенцова, честно говоря, сильно поднадоело. Ничего хорошего в этом нет. Хочется, чтобы это побыстрее закончилось — не только для Олега, не только для детей и мамы, которым я это обещала, но и для меня. Чтобы можно было вернуть свою жизнь в нормальное русло и перестать быть «сестрой Олега Сенцова».
В мае 2019 года Каплан было предоставлено гражданство Украины, которого она настойчиво добивалась на протяжении пяти лет.
Летом 2020 года женщина отзывалась о современной Украине весьма позитивно: «Я приехала в Киев осенью 2014 года. И вот тут у меня случился перелом мозга. У нас же тоже были протесты, была Болотная, мы и в плане протестов....... (Каплан использует оскорбительное прозвище украинцев. — Ред.) опередили. Но чего мы добились? А они добились. И я горжусь этой страной и я очень благодарна факту, что я здесь и меня приняли».
Еще в марте 2021 года сестра Сенцова рассказывала о том, что занимается процедурой выхода из гражданства России, сетуя: «В целом, процедура не самая простая и очень затратная по времени. По финансам тоже не дешево. По моим подсчетам на все про все уйдет примерно 7 тыщ грн. И это я не считаю траты на дорогу, чтобы избавиться от российской прописки».
«Там я хотя бы жила, да, было больно, но я жила»
И вот, в сентябре 2021 года случился резкий поворот. Сама Каплан в соцсетях поясняет это так: «Для тех, кто в танке: Украина — не Россия, а я перепутала туризм с эмиграцией. Я не справилась, я не смогла. Больше не могу!... У меня тут нет ничего, вообще ничего, там я хотя бы жила, да, было больно, но я жила, а тут просто задыхаюсь, но это не ваша проблема и не ваша вина, просто я не справилась... Для тех, кто приплетает сюда Сенцова и меня как его сестру. Мы всего лишь двоюродные родственники. Ему нужна была помощь, я помогла, на этом все. Он мне ничего не должен, я пока у него заняла, но я отдам. Если бы на его месте был кто-то другой из знакомых, я бы тоже впряглась. На этом точка».
Что ж, по крайней мере женщина, потратившая огромные силы на освобождение родственника, который теперь катает по всемирным форумам неонацистов, смогла напомнить о себе. Вне зависимости от того, чем вызваны подобные эмоции.