Как 30 лет назад российские моряки угнали из Крыма авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявила свои права Украина
Эта история наделала много шума. Мировое сообщество потрясло неординарное событие. Не каждый день угоняют такие большие объекты. Фотографии крейсера занимали первые страницы газет. Мировые издательства писали о том, как дерзко русские увели такое большое судно из Черного моря, практически из-под носа у тех, кто на него претендовал. Телевидение обсуждало подробности, предсказывало будущее международных отношений.
«Адмирал Кузнецов»
Речь шла о самом большом в мире авианосце «Адмирал Кузнецов». Он строился на судоверфи в Николаеве для Северного флота, должен был отправиться к порту приписки, но задержался на доработку на верфи на 11 месяцев. Его доукомплектовывали и устраняли недоделки.
Экипаж составлял почти 2000 человек. На нем впервые в мире сделали трамплин для взлета самолетов тяжелой палубной авиации. До него во всем мире осуществляли вертикальные взлеты/посадки.
В Крыму в Саках базировался вновь созданный полк морской авиации. Летчики должны были научиться взлетать и садиться на палубу. Дело непростое. Ошибка означала потерю самолета и, возможно, гибель пилота. До этого у нас не было палубной авиации. Надо было тренироваться.
Для справки:
Работа шла полным ходом. Пилоты отрабатывали полеты в различных погодных условиях, летали днем и ночью. Все хотели поскорее приступить к выполнению боевых и учебных задач. Выполнили 500 учебных вылетов. Все были готовы к переходу на Север.
Но случилось событие, которое помешало планам покинуть Черное море – начался распад СССР.
Развал и раздел
Республики одна за другой выходили из состава бывшего СССР. Все захотели иметь свою государственность.
Споры и обсуждения проходили на всей территории бывшего СССР.
В августе 1991 года Верховная Рада Украины подписала акт о независимости государства. Юридически этот акт ничего не значил. Народ никто не спросил, референдум не принимали. Власти опомнились, срочно стали готовить народ к референдуму.
Не все хотели раздела Союза. Это открыто высказывали с трибуны Рады, говорили на улицах между собой.
К слову: Те, кто жил там в те годы, помнят, как повсюду развешивали листовки и плакаты о том, какие они богатые, как содержат остальные республики и Москву. Всего много, все есть: пшеница, уголь, промышленность, чего только нет. Только Союз мешает зажить беззаботно.
Тем не менее дележка имущества началась. В ноябре председатель Верховной Рады Л. Кравчук прислал командиру авианосца телеграмму. Он писал, что крейсер является собственностью Украины и приказывал оставаться в Севастополе на рейде.
А на судне, как и во всем обществе, начался раскол.
Капитан 2 ранга, служивший в то время, Виктор Леонидович Канишевский, свидетельствовал, что экипаж до этого бывший единым, разделился на два лагеря: офицеры и мичманы, чьи семьи жили в Севастополе, были рады приказу, не скрывали желания служить здесь.
Другую часть экипажа укомплектовывали североморцами. Семьи у них остались в Североморске. Команда формировалась там. Эти люди рвались домой. Моряки открыто говорили, что корабль русский, надо уходить. Неясность волновала и раздражала. Никто точных сроков не называл. Ситуация была неопределенной. Правительство России и президент Ельцин молчали. Большие политики о флоте не вспоминали.
Волевое решение
У штаба ВМФ Северного флота было свое мнение. Авианосец строили для России на российские деньги. Фактически и де-юре это российская собственность. От командования Северного флота в Севастополь прилетел представитель. Он прибыл вечером на катере.
Несмотря на позднее время, собрали команду. Командир объявил, что корабль уходит, приказал поднять якорь. Капитан 1 ранга Виктор Ярыгин повел себя ответственно: не ушел с поста, не обезглавил команду.
Большая часть офицеров и мичманов оставалась на берегу, должны прибыть на корабль утром. Самолеты и летный состав базировались в Саках. Выбора не было. Надо уходить без них. До утра ждать означало сорвать операцию.
Переход
1 декабря 1991 года, ровно за одну неделю до распада СССР, в полной темноте без всяких сигналов крейсер взял курс на Босфор. Ходовые огни включили, когда берег остался далеко позади.
Турецкой стороне официальную заявку на проход пролива не подавали. Но Турция не препятствовала, спокойно прошли Босфор.
На следующий день в газетах и на телевидении поднялся шум. Это была сенсация.
Судно шло по Средиземному морю. Перед Гибралтаром случилась авария: винты сильно запутались в рыбацких сетях. На 4 дня сделали остановку. Винт очистили, продолжили движение.
В это сложно поверить, но на судне не было половины экипажа. Было тяжело. Люди работали за двоих. Духом не падали, справлялись. Сказались выучка и взаимозаменяемость.
Переход совершался вокруг Европы. За Гибралтаром встретили американский авианосец Джордж Вашингтон и штук 15 кораблей сопровождения. Они специально пришли из Норфолка. Американцы вели себя довольно развязно, имитировали атаки, бросали противолодочные буи, думали, что внизу плавают подводные лодки.
Важно: Авианосцы никогда не выходят в море без сопровождения.
Судно подало сигнал, что проводятся учения. Но американцы не успокоились, так и сопровождали. После них за крейсером «приглядывали» англичане и норвежцы.
24 декабря корабль, который считали потерянным для России вернулся домой в Видяево. Экипаж встречали как героев с оркестром.
Летчики-палубники
Пилотов отбирали со всего Советского Союза. Брали самых лучших, талантливых. Это была элита. Командовал полком грузин Тимур Апакидзе.
У летчиков, как и везде, происходило размежевание. Начальник Центра боевого применения авиации полковник Безногих присягнул на верность Украине, призывал принять присягу личный состав. Многие офицеры отказались. 18 летчиков, более 100 инженеров и техников 100-го полка не приняли присягу, добрались до базы в Сафоново сами, продолжали служить на севере.
Пилоты сыграли важную роль в возрождении корабельной авиации, стали основой полка, который остается единственным в стране. Опыт полетов над Черным морем пригодился в новых условиях для обучения молодых летчиков.
«Адмирал Кузнецов» единственный в России тяжелый крейсер авианосец, который находится в строю, участвовал в боевых действиях в Сирии, сейчас проходит модернизацию в Североморске на 35-м судостроительном заводе. После ремонта ему прочат еще лет 20 безупречной работы.
Новость Как 30 лет назад российские моряки угнали из Крыма авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявила свои права Украина с сайта FreeSMI.by.