Почему черноморская рыба в Москве дешевле, чем Севастополе
Базовый фактор, который влияет на рыночную цену, – величина улова, но сейчас серьёзные коррективы внес материковый спрос. Отдыхая в Крыму, жители столицы распробовали черноморские деликатесы и теперь не хотят с ними расставаться.
«Пока калкан <черноморская камбала> продавался только в Крыму и Краснодарском крае, его цена была в два раза ниже, но сейчас огромный поток калкана пошел в столицу – и сразу цены полезли вверх», – говорит Валерий Сивочуб.
При этом в Москве черноморская рыба оказывается дешевле, чем в Севастополе.
«Был недавно на Дорогомиловском рынке в Москве. Там, например, самая дорогая барабуля, от 16 сантиметров, стоит 500 рублей, и довольно-таки неплохая рыба. У нас на рынках – "Пассаж" на Центральном, 5 километр – 700 рублей», – рассказывает Александр Афанасьев.
Аналогичная ситуация и с камбалой. В сезон она продавалась по 800-850 рублей, сегодня замороженная стоит 1200-1500. На том же Дорогомиловском рынке 1200 рублей стоит самая дорогая камбала.
То, что на первый взгляд кажется парадоксом, на самом деле закономерно. Рыбакам выгодно подписать контракт с материком на большие поставки – там готовы заранее проплатить большое количество. Наши рестораны такой объем не заберут – иначе бы они тоже подписали контракт.
«Контракты подписываются в начале сезона, когда "московская" цена кажется неплохой. А актуальная цена становится понятна уже в сезон. Такая специфика, нельзя ничего запланировать», – объясняет Сивочуб.
Распределить улов между всеми заинтересованными не получится – рыбаки не шахтеры, и они не знают, сколько рыбы добудут. Так что если у рыболовной компании есть контракт с материком, до полной отгрузки договорного объема на наш рынок он ничего не принесет.
Выровнять цену, по словам Валерия Сивочуба, может продажа рыбы через биржу – так, как это происходит во всем мире. У Росрыболовства есть такой проект, и он может быть внедрен уже в 2022 году. Однако на понижение цены рассчитывать не стоит.
«Сейчас рыбаки мечутся не от хорошей жизни. Биржевой механизм сделает ценообразование цивилизованным. Он может выровнять цену, но вряд ли это понизит цену у нас. Скорее всего, в ресторане она будет даже выше, чем сейчас, ведь риски всех биржевых колебаний придётся закладывать в стоимость», – предполагает Сивочуб.
Сделать рыбу дешевле для потребителя может только щедрость моря, считает он:
«Дешево может быть только если рыбы очень много. И мы знаем, такие сезоны бывают».
Светлана Косинова