«Выдался тяжелый год»: «Камдорстрой» отбивается от банкротных исков
Компания, по словам юриста, в коронавирус споткнулась о контракты в Крыму и Ставрополье
«Было резкое удорожание материалов, потом — COVID-19. Нарушилось авиасообщение, а у нас же объекты удаленные», — говорит юрист треста «Камдорстрой» о причинах сложного положения компании, входящей в орбиту экс-вице-премьера Владимира Швецова и долгие годы бывшей лидером отрасли в РТ. ФНС и Акибанк подали в татарстанский арбитраж иски в отношении строителя на общую сумму 230 млн рублей. Но компания ведет переговоры с кредиторами о мировом соглашении и с надеждой смотрит на будущие контракты по строительству трассы М12. Совсем недавно «Камдорстрой» закрыл и долги по зарплате. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Просели мы по Симферополю и Минводам»
Непонятные тучи сгустились над челнинским АО «Трест Камдорстрой». В апреле Федеральная налоговая служба предъявила компании банкротный иск на 71 млн рублей, а днем позже последовало такое же заявление от Акибанка, который потребовал 154,7 млн рублей.
АО «Трест Камдорстрой» находится под управлением АО «УК Камдорстрой». Выручка треста в 2020 году снизилась на 10% и составила 4,7 млрд рублей. Чистая прибыль компании также сократилась с 23 до 1,4 млн рублей. Но это не самый трудный год для компании. За последние четыре года худший показатель пришелся на конец 2018-го: тогда выручка упала до 3,8 млрд рублей, фирма сработала с убытком в 165 млн рублей.
Согласно базе «Контур.Фокус», в АО «УК Камдорстрой» по 22,97% принадлежат Инессе Дроздецкой и Евгению Шишканову — сподвижнику экс-министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова, который руководил «Камдорстроем» в 90-х годах. Компанию можно назвать главным дорожным подрядчиком из РТ, вышедшим на федеральный уровень, хотя в основном и благодаря своей аэродромной составляющей. В 2020 году объем госконтрактов компании составил 1,6 млрд рублей, в 2019-м — 2,9 млрд рублей. Согласно базе данных «Маркер», крупнейшим заказчиком треста является Росавиация (10,5 млрд рублей с 2008 года), ГКУ «Главтатдортранс» (8,9 млрд рублей) и ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» (7 млрд рублей).
Как объяснила «БИЗНЕС Online» на очередном судебном заседании юрист компании Нина Сафронова, виновником проблем стал коронавирусный год. У подрядчика, по ее словам, возникли трудности с исполнением контрактов по строительству участка федеральной трассы «Таврида» на полуострове Крым и реконструкцией аэропорта в Минеральных Водах. «Год выдался тяжелый у нас. Было резкое удорожание материалов, потом COVID-19. Было нарушено авиасообщение, а у нас же объекты удаленные. В общем, просели мы по Симферополю и Минводам. Но мы выполнили их полностью, сдали», — отметила Сафронова.
Трест уже обратился к кредиторам с предложением о заключении мирового соглашения. Стороны только обсуждают детали перемирия, о конкретных условиях речи еще не идет. «Камдорстрой» лелеет надежду, что им удастся расплатиться по долгам. Резерв у компании есть — сейчас у них действует контракт на реконструкцию аэропорта «Бегишево» в Нижнекамске (638,8 млн рублей) и строительство дорог в деревне Азьмушкино в Тукаевском районе (320,1 млн рублей).
«Планируем выходить на М12», — с позитивом добавила юрист. Напомним, что общую стоимость трассы М12 Москва — Казань оценили в 705 млрд рублей.
Разделяют ли кредиторы благоприятный настрой должника? Ближайшее заседание с Акибанком пройдет 27 мая, вероятно, тогда истец озвучит свою позицию. В самой кредитной организации не ответили на запрос «БИЗНЕС Online».
Претензии к качеству и сроком
Госконтракт с Росавиацией на второй этап реконструкции аэропорта в Минеральных Водах (Ставропольский край) «Камдорстрой» заключили в 2019 году, его стоимость составила 858 млн рублей: это самый внушительный улов челнинцев на госзакупках за последние 4 года. Компания выполняла работы по реконструкции мест стоянок воздушных судов на пассажирском перроне, водосточно-дренажной сети перрона, устройству светосигнального оборудования перрона, а также другие виды работ, предусмотренные проектом.
В сведениях о договоре видно, с какими шероховатостями шло его исполнение. На просрочку исполнения обязательств подрядчику начислили 4,2 млн рублей неустойки, еще 2 млн — за ненадлежащее исполнение работ. Известно, что претензии были и у Кавказского управления Ростехнадзора, в ходе проверки ведомство выявило на объекте 9 нарушений обязательных требований, татарстанскую компанию оштрафовали на 110 тысяч рублей. В январе этого года воздушная гавань все же получила заключение о соответствии.
Что касается федеральной трассы «Таврида», то трест выполнял работы по субподряду с вологодским АО «ВАД». Общая сумма контракта, заключенного в 2017 с ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым», составила внушительные 138 млрд рублей. Однако сколько именно из этого пирога досталось компании из Челнов, сказать тяжело, в открытых источников информации об этом нет.
Трасса «Таврида» протяженностью 250,7 км призвана стать основой новой дорожной системы полуострова. Это четырехполосная дорога от Керчи до Севастополя. Сейчас рабочее движение запущено по семи участкам трассы. Прошлым летом президент России Владимир Путин открыл автомобильное движение на новой дороге, проехавшись на ней за рулем президентского Aurus.
В прошлом году было принято решении о продлении трассы и строительстве еще одного участка в Севастополе, сообщал ТАСС. «Камдорстрой» принимал участие в возведении шестого участка.
Уголовное дело за невыплаты зарплаты
У «Камдорстроя» возникали проблемы и с оплатой труда персонала. Совсем недавно, в апреле 1 165 работников АО УК «Камдорстрой» и его дочерних предприятий наконец получили заработную плату на общую сумму 61 млн рублей, которую им не выплачивали в октябре — декабре 2020 года, сообщал следственный комитет по РТ. В феврале 2021-го «Камдорстрой» тоже выплачивал долги сотрудникам: тогда сумма задолженности составляла более 11 млн рублей.
В марте после прокурорской проверки следком возбудил против «Камдорстроя» уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ по факту невыплаты заработной платы. Среди потерпевших, как писал chelny-biz, были не только татарстанцы, но и жители других регионов, которые работали в компании по найму. Работники предприятия жаловались на отсутствие технических ресурсов, той же солярки, постоянные сбои в работе. «Топ-менеджмент за один-два месяца до того, как развернулась нынешняя ситуация, уволился, перешел в другие организации», — рассказывал дорожный рабочий.
«Очень много народу уволилось, огромное количество! ИТР (инженерно-технический работник, прим. ред.), прорабы, мастера… Мало человек осталось работать. Если сейчас какой-то серьезный подряд поступит, „Камдорстрой“ не сможет работать, хотя бы потому, что не сможет набрать людей. Для этого надо платить зарплату», — уверял другой уволившийся сотрудник.
Персонал также говорил о версии, будто «реальные хозяева отошли от дел». «Перестали следить — и кончился „Камдорстрой“», — сетовали они.
От одного иска «Камдорстрою» удалось отбиться
Стоит отметить, что одну победу в судах компания уже одержала. Банкротный иск на 8,4 млн рублей к АО УК «Камдорстрой» также подавала Федеральная налоговая служба. На прошедшем 14 мая заседании представитель ответчика заявила, что долг полностью погашен. Примечательно, что изначально истец просил применить в деле положения «отсутствующего должника». Такой упрощенный способ банкротства применяется, если организация фактически прекратила деятельность или если невозможно определить местонахождение его руководителя.
Юрист ответчика Сафронова принялась доказывать, что к ним это отношения не имеет. По ее словам, управляющая компания в течение 12 месяцев осуществляла платежи по налогам, у нее есть действующие счета, активы, дебиторская задолженность в размере более 36 млн рублей, 11 сотрудников, получающих заработную плату.
«Имеются расчеты с контрагентами. Ведем полностью предпринимательскую деятельность. Имущество есть в виде ценных бумаг. Мы владеем тремя крупными предприятиями — АО „Электроспецмонтаж“, „Комплекспроект“ и санаторий „Радуга“. В свою очередь эти предприятия имеют в собственности недвижимость, земельные участки, здания. По юрлицу „Электроспецмонтаж“ стоимость активов — 35 миллионов рублей, по „Радуге“ — 270 миллионов рублей», — убедила судью Сафронова.
Судья Альбина Маннанова отказала ФНС в удовлетворении иска, и налоговики сообщили, что не будут обжаловать это решение.