Самая мощная пушка Гитлера. Сверхтяжёлое орудие «Дора»
Как это часто случалось с немецким оружием в годы войны, «Дора» потрясала воображение, но реальная эффективность орудия, а главное, вложенные в его создание ресурсы себя никак не оправдывали. Отчасти орудие повторяло судьбу сверхтяжёлого танка «Маус». Это было оружие не для войны, а для пропаганды. А после войны и для энциклопедий, справочников, художественной и научно-популярной литературы.
Лучше всего данную разработку описывает крылатое выражение, дошедшее до нас ещё из античной литературы: «Гора родила мышь». На данную пушку Гитлер и его генералы возлагали большие надежды, но полученные от использования «Доры» результаты были ничтожно малы.
Как появилась идея создания «Доры»
«Дора» изначально разрабатывалась как сверхмощное артиллерийское орудие, размещённое на железнодорожной платформе. Основными целями для пушки калибром 800-мм должны были стать французская линия укреплений «Мажино», а также пограничные форты Бельгии, к которым относили знаменитый форт Эбен-Эмаэль.
Задачу разработки орудия для сокрушения укреплений линии Мажино поставил лично Адольф Гитлер во время посещения завода компании «Крупп». Это произошло в 1936 году. Стоит отметить, что у компании «Крупп» имелся огромный опыт создания сверхмощной артиллерии ещё с периода Первой мировой войны, поэтому выбор разработчика новой сверхмощной пушки был очевиден.
Установка «Дора» на позиции в Крыму
800-мм артиллерийское орудие, метающее в цель снаряды весом примерно 7 тонн, что было сопоставимо с весом лёгких танков тех лет, должно было получить углы вертикального наведения до +65 градусов и максимальную дальность стрельбы на уровне 35-45 километров. В выданном на создание орудия техническом задании указывалось, что снаряд новой пушки должен гарантированно пробивать бронеплиты толщиной до метра, бетонные укрепления толщиной 7 метров и твёрдый грунт до 30 метров.
Работами по созданию уникального железнодорожного орудия руководил профессор Эрих Мюллер, обладавший богатым опытом создания различных артиллерийских систем. Уже в 1937 году компания «Крупп» закончила разработку проекта сверхмощной пушки. В том же году военные выдали фирме заказ на изготовление сверхмощного орудия.
Стоит отметить, что несмотря на развитое состояние немецкой промышленности, проблемы в ней присутствовали. В том числе сказывались несколько финансовых кризисов, которые прокатились по Германии перед войной, а также эффект от ограничений, действовавших после Первой мировой войны во время существования Веймарской Республики. Немецкая промышленность систематически срывала поставки даже малокалиберной зенитной артиллерии, что уж говорить о сверхтяжёлой пушке, аналогов которой просто не существовало в мире.
«Дора» была полностью собрана только в 1941 году. К тому моменту линия Мажино, которую должны были крушить её 7-тонные снаряды, уже давно была взята. А форт Эбен-Эмаэль, который перед войной был причиной головной боли немецких генералов, был взят за сутки. Главную скрипку в этой операции сыграли всего 85 десантников, успешно приземлившихся в форте на планерах.
Всего в Германии полностью собрали два орудия: «Дору» и «Густава». Считается, что второе орудие назвали так в честь директора компании Густава Круппа. Этот заказ обошёлся Германии в 10 миллионов рейхсмарок. На эту сумму можно было построить для армии сразу 250 гаубиц 15 cm sFH18 или 20 240-мм дальнобойных пушек К3. Для вермахта эти орудия оказались бы значительно полезнее.
Самый большой артиллерийский расчёт в истории
Сверхмощное железнодорожное орудие «Дора» представляло собой конструкцию исполинских размеров и масштабов. Во всей литературе калибр орудия обычно указывается как 800 мм, если же быть совсем точным, орудие имело калибр 807 мм. Один только ствол этой пушки весил 400 тонн при длине 32,48 метра. Общий вес всего орудия на специально спроектированной железнодорожной платформе составлял 1350 тонн.
800-мм снаряд орудия, на заднем фоне находится танк Т-34-85
Общая длина артиллерийской установки составляла 47,3 метра, ширина – 7,1 метра, высота – 11,6 метра. Чтобы лучше себе представлять размеры установки, можно отметить, что она была чуть ниже, чем стандартная пятиэтажная хрущёвка. При этом только ствол орудия весил больше, чем 8 советских тяжёлых танков КВ-1 образца 1941 года.
Огромными были и снаряды, которыми «Дора» должна была поражать свои цели. Вес фугасного снаряда составлял 4,8 тонны, вес бетонобойного снаряда – 7,1 тонны. Это было сопоставимо с боевой массой одного из самых распространённых предвоенных танков в мире – знаменитого Виккерс Mk E (он же Виккерс 6-тонный). Дальность стрельбы фугасными снарядами доходила до 52 км, бетонобойными – до 38 км.
Сама артиллерийская установка транспортировалась до места размещения исключительно в разобранном состоянии. При этом на месте развёртывания 800-мм орудия необходимо было строить сортировочную станцию. На станцию размещения первый поезд доставлял 43 вагона, которые везли обслуживающий персонал и средства маскировки. Именно столько вагонов потребовалось, когда орудие единственный раз использовали в боевых действиях, доставив под Севастополь в 1942 году.
Второй поезд состоял из 16 вагонов, которые доставляли на место монтажный кран и различное оборудование вспомогательного назначения. Третий поезд из 17 вагонов доставлял на место части лафета и мастерские. Четвёртый поезд, состоявший из 20 вагонов, перевозил 400-тонный ствол артиллерийской системы, а также механизмы заряжания. Пятый поезд из 10 вагонов перевозил снаряды и заряды для стрельбы. В вагонах последнего поезда искусственным путём поддерживалась заданная температура воздуха – не более 15 градусов.
Оборудование только огневой позиции занимало по времени до 3-6 недель, а сама сборка и установка железнодорожной артиллерийской установки – ещё около трёх суток. Сборка орудия осуществлялась с привлечением железнодорожных подъёмных кранов с двигателями мощностью по 1000 л.с. При этом к артиллерийской установке штатно были прикреплены специалисты завода «Круппа», всего до 20 гражданских инженеров.
Хотя установка была железнодорожной, передвигаться по обычной железнодорожной колее она не могла. Передвигаться и стрелять установка могла исключительно со специально построенного сдвоенного железнодорожного пути. В ходе сборки получался гигантский железнодорожный транспортёр на 40 осях и 80 колёсах (по 40 с каждой стороны на колее сдвоенного пути).
Для оборудования позиции и обслуживания установки под Севастополем было привлечено более 4 тысяч человек. Это беспрецедентная цифра. Сюда, помимо непосредственно расчёта и людей, собирающих орудие – 250 человек, входило несколько тысяч рабочих, которые оборудовали позицию и проводили земляные и инженерные работы.
Примерно 400 человек было в приданном зенитном дивизионе. По словам Манштейна, установку под Севастополем прикрывало сразу два дивизиона, вооружённых 88-мм зенитными орудиями и скорострельными 20-мм автоматами. Также орудию придавались до 500 человек военно-химического подразделения, которое могло поставить дымовую завесу и скрыть установку от глаз противника.
Эффективность «Доры» оказалась под вопросом
Самая мощная артиллерийская установка в распоряжении Гитлера не сыграла во Второй мировой войне практически никакой роли. Эффект от стрельбы был внушительным, но выхлоп минимальным. Посуда на столах после выстрела дрожала на удалении до трёх километров, но вот прямых попаданий из такой установки на максимальной дальности добиться было почти невозможно.
Подсчитано, что под Севастополем «Дора» выпустила по различным фортификационным сооружениям осаждённого города 48 штатных снарядов. Стрельба велась с 5 по 17 июня 1942 года. Считается, что в цели попало только 5 бетонобойных снарядов (10,4 процента), падение 7 снарядов немецкие наблюдатели вообще не зафиксировали (14,5 процента). По зафиксированным 36 снарядам (за исключением попаданий) разлёт доходил до сотен метров: перелёты составляли 140-700 метров, недолёты – 10-740 метров.
Ещё пять выстрелов опытными фугасными снарядами были сделаны 26 июня, результат этих стрельб неизвестен. Считается, что единственным успешным попаданием «Доры» было уничтожение крупного склада боеприпасов, укрытого в скалах на северном берегу бухты Северной. Склад, располагавшийся на глубине 30 метров, был уничтожен одним выстрелом, об этом, в частности, в своих воспоминаниях после войны писал Манштейн.
При этом высшее военное руководство Германии крайне низко оценило эффективность стрельбы орудия под Севастополем. Гитлер приказывал использовать установку для подавления фортов и береговых башенных батарей под городом, но единственным ощутимым результатом было накрытие склада.
Позднее подытожил результаты использования «Доры» и начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер. Железнодорожную артиллерийскую установку он назвал настоящим произведением искусства, но при этом бесполезным. К счастью для СССР, немцы потратили 10 миллионов марок на то, что можно было использовать в целях пропаганды, а не войны. Если бы немецкие заводы произвели лишние 250 тяжёлых 15-см гаубиц, то советским воинам на фронтах Великой Отечественной войны пришлось бы тяжелее.
По некоторым данным, «Дора» могла использоваться второй раз во время подавления Варшавского восстания, но эта информация носит обрывочный и эпизодический характер. Скорее всего, под Варшавой установка не использовалась, или эффективность её применения была нулевой.
Из двух построенных установок в боевых действиях приняла участие только «Дора», «Толстый Густав» вообще ни разу не выстрелил по противнику. Третья проектируемая и строящаяся установка с новым длинным стволом 520-мм, известная как «Длинный Густав», так и не была закончена до конца войны.
- Автор:
- Юферев Сергей
- Использованы фотографии:
- https://oldmachinepress.com/
-
+1За Дору спасибо! Всех форумчан с праздником 2 мая - день взятия Берлина!
© 2010-2021 «ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Правила использования и копирования информации с сайта
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «ФБК»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»