В севастопольском музее имени Крошицкого в пустых залах царствует ветер
Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого без преувеличения можно назвать центром притяжения культурных и духовных ценностей горожан, которые ещё помнят его до разрухи.
Странно, или даже дико слышать слово «разруха» в современном Севастополе, так как вся эмоциональная составляющая политики властей направлена на то, чтобы город засверкал как бриллиант, который потускнел за годы украинской «самостийности». Есть вера, есть надежда, есть деньги, но нет чего-то такого, что могло бы стать стимулом для возрождения музея им. Крошицкого, в котором теперь царствует ветер.
Раскрытые окна, колышущиеся занавески, обветшалый фасад навевают тоску и причиняют душевную боль тем, кто верит в силу искусства и культуры, а также олицетворяет эти вечные ценности с национальным достоянием России.
Эти слова далеко не пустой звук, так как национальный проект «Культура» ставит вполне конкретные задачи, которые необходимо решать, их никто не отменял.
В частности, что касается музейных комплексов, то в национальном проекте «Культура» они стоят под номером «один»: «Создать (реконструировать) культурно-образовательные и музейные комплексы. В том числе: концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства (пп «б» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)».
Бюджет на эти цели имеет впечатляющие цифры - 113 500 000 000 руб.
Попытаемся сопоставить эмоционально-материальный дух поставленной государственной задачи и истерзанный вид музея имени Крошицкого…
Впечатление от несложного мыслительного анализа весьма удручающее, и очень хочется узнать фамилии людей, которые за государственные деньги угробили этот объект культурного наследия.
А пока картины ютятся в здании кинотеатра «Москва», всего 68 работ маслом на холсте: 55 картин русских художников и 13 зарубежных
Основные фонды размещены в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова. 11 тысяч экспонатов занимают помещения общей площадью 300 квадратных метров. Там же работают сотрудники музея, хранители, реставраторы.
Мы не ставим задачу вникать в объяснения чиновников, у которых всегда есть виноватый, либо стрелочник, в то время как целый культурный пласт общероссийского национального достояния находится в неподобающих условиях.
В годы Великой Отечественной войны директор Севастопольской картинной галереи Михаил Крошицкий требовал от руководства разрешения на эвакуацию коллекции с первых дней её начала.
Но перевозку ценностей в более безопасное место постоянно откладывали. Картинная галерея продолжала работать даже в те дни, когда начались постоянные бомбежки. Когда немцы подошли к городу, Михаил Крошицкий без приказа на эвакуацию, на свой страх и риск, организовал отбор и упаковку самых ценных экземпляров коллекции. Живописные полотна и графические работы, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства, старинные книги и журналы из музейной библиотеки перевезли сначала на Графскую пристань, затем погрузили на корабль и через несколько дней вывезли в Батуми. Следующие 13 месяцев директор галереи в одиночку сопровождал груз до Томска. Там, в здании областного краеведческого музея, экспонаты хранились до конца войны.
Когда коллекция музея в 1945 году вернулась в Крым, её временно разместили в Симферополе. Севастопольская картинная галерея была разрушена прямым попаданием бомбы, все экспонаты, которые не были вывезены, погибли. Для размещения предметов искусства начали реставрировать Дом учителя, стоявший по соседству с бывшим музеем. Обновленная картинная галерея открылась в 1956 году.
Как видим, даже при наличии больших денег и громких заявлений севастопольских патриотов, храм искусства и культуры продолжает оставаться в забвении и поругании.
Молчат деятели севастопольской культуры, молчат депутаты и чиновники, и только искусство живёт в независимости от времени и пространства, потому что оно вечно.
Особе внимание стоит уделить серии художественных работ, посвящённых семилетнему периоду Русской Весны.
Это вдвойне обидно, и даже оскорбительно для настоящих севастопольцев, которые с молоком матери впитали в себя любовь к родному городу и истинные духовные ценности, которые нельзя перечеркнуть и забыть.
Музею действительно пора возвращаться домой, а пока этот дом ждёт твёрдой хозяйской руки и взывает к совести людей, бросивших его на произвол судьбы.