Контр-адмирал и фигурант санкций. Чего ждать Северной Осетии от Меняйло?
Смена Битарова на Меняйло – яркий показатель новой кадровой политики администрации президента, в которой основным источником управленцев становятся те, кого СМИ собирательно называют "силовики". Если первый пришел в кресло главы из бизнеса, то второй 33 года из 60 лет жизни посвятил службе на флоте.
Адмирал-губернатор со второй попытки
Меняйло родился и вырос в городе Алагир в Северной Осетии. Сообщается, что его мать происходит из рода Годжиевых и работала учительницей начальных классов. В 1983 году он окончил Каспийское высшее военно-морское училище, но службу начал в Кольской флотилии Северного флота. На юг из Мурманска он вернулся в 1995 году после окончания Военно-морской академии. Руководил бригадой Каспийской флотилии, Новороссийской военно-морской базой. В 2008 году вице-адмирал Сергей Меняйло участвовал в десантной операции Черноморского флота в ходе августовского конфликта в Грузии.
В 2010 году, будучи заместителем командующего Черноморским флотом, был представлен "Единой Россией" среди трех кандидатов на пост главы Северной Осетии. Действовавший тогда президент Дмитрий Медведев утвердил не его, а Таймураза Мамсурова.
С февраля 2014 года, уже будучи в отставке, Меняйло участвовал в событиях аннексии Крыма, формировал "отряды самообороны" Севастополя. Затем стал российским главой города моряков. Двухлетний конфликт с законодательным собранием, парализовавший работу власти в Севастополе, привел летом 2016 года к переводу Меняйло на пост полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе.
Из-за "действий, которые привели к угрозе миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины", Сергей Меняйло включен в санкционные списки США, Канады и ЕС, которые были усилены в связи с отравлением в 2020 году оппозиционного политика Алексея Навального.
"Сильная рука" для Северного Кавказа?
В каком-то смысле можно сказать, что на Северном Кавказе Москва вернулась к имперской практике назначения генерал-губернаторов, отмечает публицист и редактор портала "Политема" Станислав Смагин. Меняйло – это за полгода уже второй случай прихода в регион человека с силовым прошлым после Сергея Меликова в Дагестане. К слову, оба наполовину русские, наполовину этнические автохтоны.
"Да, на Кавказе, особенно сегодняшнем, крайне необходимы сильная рука, готовность быть немного волкодавом и навыки управления в ручном режиме, – рассуждает собеседник. – Да, в Северной Осетии преизрядное количество завалов, требующих разгребания. У нас вообще в немногих регионах после немногих руководителей ресурсов для загребания остается меньше, чем завалов для разгребания… Но все-таки региональная специфика требует хотя бы минимальной дипломатичности и внимания к оттенкам и нюансам".
Смагин подчеркивает, что у Меняйло в Севастополе с этим были заметные проблемы: "Он махал шашкой – или кортиком – не стремясь прислушаться к местной общественности". Хотя на фоне сменившего его Дмитрия Овсянникова Сергей Меняйло оказался "не так плох", он абсолютно не стремился почувствовать менталитет и специфику Севастополя, где вел себя "как в захваченном вражеском городе".
"Возможно, на малой родине Сергей Иванович будет вести себя несколько иначе, совмещая суровость с дозированной чуткостью. Тут главное не впасть в, я бы сказал, преступную чуткость, выражающуюся в принципе "если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить". А именно так, похоже, произошло с его тезкой в Дагестане. По некоторым оценкам первого полугода его правления, Сергей Алимович [Меликов] не столько борется с местными пагубными порядками, сколько переориентирует их и выгоду от них под себя и свое окружение", – сравнивает публицист Смагин.
Дальше от кланов – ближе к Кремлю
По сравнению с Сибирским федеральным округом, Северная Осетия не является чужой для Сергея Меняйло, напоминает директор Центра общественных коммуникаций, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин. При этом он не вхож ни в один из сложившихся кланов в республике с букетом проблем – от криминогенной обстановки и рынка нелегального оборота алкоголя до масштабной безработицы и социально-экономического отставания.
"Регион непростой, поэтому здесь будут востребованы такие качества Меняйло, как исполнительность и ответственность. Думаю, под его имя в республику заведут крупные инвестиционные проекты. Плюсами станут деятельность, независимость и автономность от осетинских элит, прямая связь с высшим руководством страны", – говорит Шуклин Кавказ.Реалии о Меняйло как управленце.
В то же время эксперт считает, что врио главы республики хоть и не начнет с массовой зачистки администрации, но "определенные папочки уже готовы, они станут руководством к действиям, которые не заставят себя долго ждать".
Именно удаленность Меняйло от республиканских элит и кланов сыграла решающую роль в выборе его кандидатуры, подтверждает руководитель Центра общественно-политических проектов, политконсультант Константин Листратов.
"В последнее время на Северном Кавказе практикуется назначение губернаторов, не являющихся выходцами из региональных элит и никак с ними не связанных. Это мы видим на примере Дагестана. Это связано с тем, что Кавказ – прежде всего клановая структура. Когда регион доверяют представителю одного из кланов, не всегда получается соблюдать равновесие и баланс", – констатирует собеседник Кавказ.Реалии.
Говоря о том, чего Северной Осетии ждать от прихода Меняйло, он указывает на взвешенный подход политика: "Меняйло вряд ли можно назвать реформатором. И, насколько я понимаю, его задача, скорее, сохранить стабильность в республике".
Политик, но не хозяйственник
В свое время в Севастополе Меняйло подвело то, что он не является хозяйственником, считает директор аналитического фонда "Сибирская политика" и депутат Совета депутатов Новосибирска Игорь Украинцев. На должности полпреда в Сибири эта черта не была ему столь же необходима.
"Что касается личных качеств – ему нравится быть политиком, он максимально включается в политические процессы, и должность полпреда позволила ему раскрыться в этом плане, – говорит Украинцев. – В то же время иногда его подводило отсутствие гибкости, были спорные моменты и напряженные отношения с некоторыми главами регионов".
С тем, что у Меняйло недостаточно именно хозяйственного опыта, согласен председатель Алтайского краевого регионального отделения и член федерального бюро партии "Яблоко" Александр Гончаренко.
"Все-таки должность представителя президента в большей степени символическая, практические хозяйственные вопросы он не решает. Это отразилось и в реакции на уход Меняйло – в Алтайском крае ни СМИ, ни социальные сети практически никак не отреагировали на новость, потому что пост полпреда номинальный, незначительно влияющий на жизнь регионов", – констатирует собеседник.
В то же время от людей, общавшихся по различным вопросам с Меняйло, Гончаренко слышал отзывы о нем как достаточно открытом политике. Хотя, подчеркивает он, открытость не всегда помогает в практическом решении конкретных проблем, с чем у Меняйло были сложности.
Наследство для Меняйло
К моменту отставки Битарова социально-экономическая ситуация в Северной Осетии была одной из худших в России, наряду с другими республиками Северного Кавказа. Регион попадал в аутсайдеры федеральных рейтингов по различным показателям – от размера среднемесячной зарплаты до качества дорог. В то же время, к примеру, по доле безработных по итогам 2020 года вверенный Битарову субъект оказался не первым, а пятым с конца, опередив Ингушетию, Чечню и Дагестан.
В результате отставка Битарова не была прогнозируемой, а скорее наоборот, подчеркивает в разговоре с Кавказ.Реалии консультант по региональному развитию аналитического центра "Акценты" Антон Чаблин.
"Ряд федеральных коллег высказались жестко: якобы в республике "накопилась критическая масса проблем", "экономика откровенно деградировала", "росли протестные настроения". Но с выводами о полной деградации региона сложно согласиться. На самом деле Северная Осетия среди прочих республик Северного Кавказа демонстрировала весьма неплохие показатели. Явных предпосылок для отставки, по моей инсайдерской информации, ни в самом Владикавказе, ни в Пятигорске не видели", – говорит эксперт.
Сергей Меняйло, прогнозирует Чаблин, должен сформировать сугубо "технократическую" команду, в задачи которой войдет продолжение реализации начатых при Битарове крупных инвестиционных проектов – от строительства "Мамисона" до разработки Байкомского месторождения.