Гагарин в Севастополе: какими были визиты в город-герой первого в мире космонавта
Юрий Гагарин в одно мгновенье стал родным и близким для жителей большой страны, да и не только для них – его любили во всех уголках Земли. Память о нем и его солнечной улыбке живет в сердцах людей до сих пор. И, конечно, его хорошо помнят севастопольцы.
«Слово своё держал»
После полёта в космос Юрий Алексеевич бывал в Крыму и Севастополе много раз. И людей, которые видели его хотя бы мельком, в нашем городе немало. Один из них – главный научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН Юрий Горячкин. Правда, он увидел общего кумира не в Севастополе и не в Евпатории, где жил тогда и где находился «Центр управления полетами», а в Москве, в аэропорту Внуково. Было это летом 1961 года.
«Мне тогда было 6 лет, и мы с родителями летели через Москву в Новосибирск. А Гагарин с женой и кем-то ещё шёл через зал – не знаю, откуда он прилетел, но никаких VIP-залов тогда не было, и они шли через общий. Люди начали хлопать, кричать, и он их тоже поприветствовал».
Гагарина повсюду встречали как родного
Увидеть Гагарина, конечно, было большой радостью. Как будто это было вчера, помнит Юрий Николаевич и день 12 апреля 1961 года.
«Это был очень тёплый, солнечный день. И когда по радио утром объявили эту новость, все высыпали на улицу, кричали от радости и обнимались. У нас в доме жили семьи лётчиков, поэтому радость была особой. Было какое-то общее единение людей – мама потом говорила, что она такое ощущала только в день окончания Великой Отечественной войны. А я скажу, что схожее общее ликование было в Севастополе в 2014 году, в день референдума».
Капитан первого ранга Николай Алексеевич Халимон встретился с Гагариным в 1963 году, во время прохождения практики на КР «Куйбышев». Причем встреча была совершенно незапланированной.
«Идём мы на "Куйбышеве" в сторону Ялты и Феодосии, – рассказывает Николай Алексеевич. – В районе Ялты нас на хорошей скорости догоняет командирский катер, и с него кто-то машет. Вахтенный офицер смотрит – Гагарин!»
«Куйбышев» сразу остановился, катер подошел к трапу, и первого космонавта, который тогда был всеобщим кумиром, пригласили на борт для встречи с личным составом и курсантами. Но Гагарин был в пляжном виде, поэтому пообещал переодеться и вернуться. И слово свое сдержал.
«Мы встали на якорь и стали ждать. И часа через полтора появился Гагарин в форме майора, красивый, молодой. Все, кто не был на вахте, собрались на юте, так что крейсер даже накренился на левый борт. Минут сорок пять – пятьдесят он с нами беседовал. Вопросов было очень много, всем хотелось узнать, как он летал, что чувствовал».
На прощание «Куйбышев» дал три гудка, и катер с Гагариным ушел в сторону Ялты. Фотография сделана Николаем Халимоном, по его признанию, «подпольно», – иметь при себе фотоаппарат курсантам не разрешалось. Но благодаря его «ослушанию» у нас есть уникальная фотография, запечатлевшая Гагарина в минуты отдыха.
«Я хотел сфотографировать его и во время встречи, но туда меня с фотоаппаратом не пустили. Конечно, очень жаль – Гагарин был в хорошем настроении, прекрасно держался, шутил».
Человек, а не монумент
Гагарин вообще был очень простым и живым человеком. Поэтому и воспоминания о нем живые. Еще в 2009 году ForPost опубликовал рассказ писателя, полковника ЧФ, с 1994-го до 2005 года заммэра Севастополя Валерия Иванова о пребывании Гагарина и Титова в Балаклаве:
«21 сентября 1961 года майоры Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов посетили Балаклаву. Они побывали на подводной лодке С-69, которая под флагом командующего ЧФ адмирала С.Е.Чурсина выходила в море. После погружения лодки космонавты прошли по всем отсекам, а потом в центральном посту Г.Титов долго наблюдал за работой рулевого на горизонтальных рулях. Они отметили сходство обстановки на подводной лодке с космическим кораблем и, видимо, поделились своими впечатлениями с космонавтами отряда, так как после этого на лодке побывали космонавты А.Г.Николаев и П.Р. Попович.
Когда Гагарин и Титов вернулся на катере из Балаклавы, на вопрос сотрудницы гостиницы А.П.Андриановой: "Вы уже приехали?" Юрий ответил: "Не приехали, а пришли. Пехота!"».
Иногда Гагарина и Титова привозили на танцы в санаторий «Форос». И как только их окружали желающие получить автограф, Гагарин приглашал жену танцевать.
«Титову только и оставалось отдуваться за двоих, а Юрию он говорил: "Хитренький ты!"», – пишет Иванов.
По его словам, космонавты любили дружески разыгрывать генерала Каманина, который повсюду их сопровождал:
«Шутники постоянно исчезали из-под его контроля. Так однажды после очередной встречи с отдыхающими они спросили у организаторов мероприятия: "Где можно помыть руки?" и зашли в туалет. Каманин бегал по всему Форосу, но не нашел беглецов. Оказывается, они вылезли из туалета через окно и сбежали от охраны. Потом их все-таки обнаружили на спортплощадке, где они играли в волейбол с отдыхающими».
Кстати, здесь, в Севастополе, с Гагариным познакомился Владимир Высоцкий. Встреча была случайной – тогда у Высоцкого еще не было той славы, которая пришла к нему позже.
«Мы снимали фильм "Увольнение на берег" на крейсере "Кутузов" – флагмане Черноморского флота, – рассказывал об этом Владимир Семенович в 1972 году. - Я жил там целый месяц, спал в кубрике, учился драить палубу. А когда 21 сентября 1961 года приехали Гагарин и Титов, всех киношников выгнали, а меня забыли, потому что я был тоже в форме – одет, как все, и ко мне уж привыкли на корабле. Так что я первый из гражданских видел Гагарина в лицо и разговаривал с ним и Титовым».
Севастополь помнит
К сожалению, не дожил до наших дней каштан, посаженный Юрием Гагариным на Малаховом кургане.
«Сейчас там осталось только дерево, посаженное космонавтом Поповичем. А на месте, где находился каштан Гагарина, уже растет другое дерево. И написано, что посажено оно сотрудниками музея героической обороны Севастополя. К сожалению, каштан Гагарина они в 2011 году срубили», – говорит заведующая лабораторией фиторесурсов ФИЦ «ИнБЮМ РАН», сопредседатель регионального штаба ОНФ, инициатор проекта «Мемориальные деревья Севастополя» Наталия Мильчакова.
По словам Наталии Афанасьевны, дерево не было в идеальном состоянии – когда его сажали, в спешке не слишком удачно подготовили лунку. Но его вполне можно было подлечить.
«Если уж у нас софоры стоят по 200-300 лет, то для этого дерева 50 лет – вообще ничто. Подробности знает Олег Глебович Доскато, председатель общества любителей истории города и флота. Они очень просили дерево не трогать, хотели увековечить память о Гагарине к 50-летию полета. И им пообещали, а потом срубили. Даже говорить об этом не могу, расстраиваюсь», – говорит Наталия Мильчакова.
Гибель Юрий Гагарина стала трагедией для всей страны, а может быть, и всего мира.
Светлая память простому, живому, открытому и мужественному человеку, который первым смог победить притяжение Земли. Севастополь помнит его, как и весь мир.
Ольга Смирнова