Ракеты на поле боя: задолго до Гагарина
С применением ракет в военных целях связано много мифов и баек. Это и китайцы, пулявшие ракетами чуть не за несколько тысяч лет до нашей эры, и Средневековье, где, якобы, ракеты также широко использовались.
На заре становления Российской империи
Китайцы, конечно, придумали порох, но ракеты и петарды они использовали исключительно для развлекательных целей. Н
ет никаких достоверных сведений о применении ракет в средневековых битвах, кроме сомнительного происхождения картинок. С таким же успехом можно утверждать, что танки тоже участвовали в битвах рыцарей – есть же изображение танка, принадлежащее Леонарду ДаВинчи.
Однако в конце XVII века в России уже применяли ракеты на поле боя, чему свидетельством письмо запорожского атамана Ивана Серко русскому государю Алексею Михайловичу, точнее – царская грамота в ответ на письменный запрос. Грамота датируется 29 августа 1673 года, в ней Алексей Михайлович пишет в ответ на запрос Серко, собиравшегося на войну с Крымским ханством и турками: «А что били челом о присылке пушек ломовых, гранат и ракет и мастера, чтоб стрелять и сыпать из труб, и по нашему Великого Государя указу ломовые пушки и гранаты и иные воинские запасы присланы вам в кош будут».
Впрочем, есть и более ранние упоминания.
Так, историки идентифицируют именно как ракету устройство, описанное в «Воинской книге» 1620 года, выпущенной в Москве. Железная труба, набитая порохом с примесью льняного масла и канифоли, прикреплялась к деревянной палке, с которой и стартовала в сторону неприятеля. Правда, осталось неизвестным, применялась ли ракета по живой силе или по фортификационным сооружениям.
При императоре Петре I заморачиваться инновационным оружием, имевшим, судя по всему, невысокую эффективность, не стали и использовали ракеты как сигнальные средства. И, конечно, для фейерверков: Петр знал толк в пати и афтепати.
Ракетный XIX век
О боевом применении ракет в России всерьёз заговорили при Александре I. К тому времени Великобритания уже продемонстрировала эффективность ракетного огня, обстреляв с кораблей в 1807 году Копенгаген.
В городе сгорело каждое третье здание.
Ещё один центром ракетостроения стала Вена. Именно австрийцы первыми оснастили ракеты боковыми стабилизаторами, взяв за образец оперение стрелы.
Наполеон не верил в ракеты, предпочитая опираться на привычные, зарекомендовавшие себя виды вооружения, и большие батальоны.
В преддверии большой европейской войны с Наполеоном в 1811 году британцы, бывшие на тот момент нашими союзниками, передали в дар Александру I несколько образцов ракет. Ими немедленно занялся Артиллерийский учёный комитет.
Ракетную тематику поручили потомку новгородского боярства Алексею Картмазову. Он же ведал анализом первых паровых машин. В общем, был человеком продвинутым и технически подкованным.
После изучения британского подарка Картмазов пришёл к выводу, что технически ничего нового ракеты не представляют, и новация может быть только в тактике применения.
Начавшиеся ракетные опыты россиян прервало вторжение Наполеона. Стало не до летающих гаджетов.
Впрочем, первые отечественные образцы боевых ракет были опробованы уже в 1814 году, под Санкт-Петербургом.
С повышением дальности полёта справились довольно легко, а вот с точностью были проблемы. Уже упоминавшийся Картмазов понял, что дело - в соблюдении технологий изготовления, ручное производство давало слишком сильный разброс боевых характеристик.
Англо-американская война 1812–1814 годов вновь доказала эффективность применения ракет. Британский флот успешно разрушал прибрежные американские города ракетными обстрелами.
В России появился первый венчурный инвестор в ракетостроение - полтавский помещик и ветеран Наполеоновских войн Александр Засядько. Он направил деньги, полученные от продажи части имений, на ракетные изыскания.
В апреле 1817 года под тогдашней столицей прошли пуски усовершенствованных русских ракет. Они поразили цели на дальности почти в 3 километра, что было очень неплохо для эпохи, когда войска расстреливали друг друга в упор. В докладе фельдмаршалу Барклаю де Толли отмечалось, что, конечно, нужны доработки, но оспаривать полезность ракет на поле боя бессмысленно и нужно насыщать ими войска.
В 1817 году в русской армии появляются первые ракетные подразделения, созданные по распоряжению
Великого князя Константин, брата русского царя, присутствовавшего при вышеописанных стрельбах. Константин был наместником царства Польского, поэтому именно в расквартированных в Польше войсках и вводятся ракетчики.
Изучение и совершенствование ракетного дела продолжилось.
На Охтинском пороховом заводе создают в 1823 году отдельную лабораторию, руководить которой назначают британца Турнера, имевшего немалый опыт ракетостроения. Конкуренцию составляет «Ракетное заведение» при артиллерийском полигоне на Волковом поле под Санкт-Петербургом. Здесь трудились отечественные учёные и инженеры.
Ракетная рота №1 формируется в русской армии в 1827 году и в августе того же года ракеты удачно применены против иранской кавалерии в битве при Эчмиадзине.
Через год ракетному обстрелу подверглись турецкие войска во время осады крепости Варна. Ракетчики действовали на глазах самого Александра I. Счёт выпущенным ракетам шёл на тысячи. Первое надводное применение ракет русскими также относится к 1828 году – с плотов в устье Дуная успешно обстреляли турецкие канонерки.
В Тирасполе разворачивается производство ракет. По архивным данным, здесь в 1828–1829 годах изготовили 13 235 ракет разного калибра и назначения.
Вскоре в России впервые в мире провели опыты по воспламенению ракетного пороха электричеством и даже попытались построить ракетную подводную лодку.
К Крымской войне в Российском империи уже вполне развита ракетная индустрия. Всё на том же Волковом поле располагался комплекс из двух десятков зданий «Ракетного заведения», где трудились двести солдат и офицеров. Была налажена промышленная кооперация, когда комплектующие производились на разных предприятиях и потом собирались в боевую ракету.
В 1850 году у руля «Ракетного заведения» встаёт Константин Константинов, внебрачный сын Великого князя Константина Павловича. Константинов приходился племянником сразу двум императорам – Александру I и Николаю I. Воспитывался в семье князей Голицыных, в 15-летнем возрасте был определён на учёбу в артиллерийское училище.
Константинов уделил серьёзное внимание технологиям производства.
Именно он впервые в мире создал баллистический маятник для ракет, измерявший тягу порохового двигателя. На его счету – масса не столько ярких, сколько полезным и нужных изобретений. Они касались не только непосредственно устройства ракет, но и технологий их изготовления, как и станкам и механизмам.
В Крымскую войну русская армия использовала несколько тысяч ракет с пусковых установок Константинова. Под Баязетом ракетный залп обратил в бегство турецкую конницу.
В обороне Севастополя участвовала всего одна ракетная батарея, ею командовал поручик Щербачёв, на вооружении которой было 300 ракет и 5 пусковых станков.
Да, артиллерийский офицер Лев Толстой в своих «Севастопольских рассказах» об этом не пишет. Так он и не реляции о реальном ходе боевых действий писал, а создавал художественное произведение с определёнными целями и заложенными в него идеями. Как минимум, одну атаку французской пехоты ракетная батарея Щербачёва сорвала.
Впервые в мире ракеты по неприятелю с верхних этажей и крыш высоких строений применили в августе 1855 года.
Ракеты выпустили с Лазаревских казарм по Малахову кургану, занятому неприятельскими войсками.
По Севастополю осаждавшие также применяли ракеты. В 1854–1855 годах на город обрушилось 3 тысячи французских зажигательных ракет.
По окончании Крымской войны стало понятно, что ракеты годятся как оружие, но нужны более крупный калибр и поражающая мощь.
Морское министерство Российской империи выразило серьёзную заинтересованность в ракетах.
С 1857 года «Ракетное заведение» снабжает своей продукцией Балтийский флот и Аральскую флотилию. Сто боевых ракет отправляют на Аляску, которая тогда ещё была русской.
В этом же году встаёт проблема утилизации тысяч отслуживших своё ракет. Под Варшавой при попытке разрядить ракеты произошёл взрыв и погибли 14 солдат. Разработали технологию утилизации и соответствующие инструкции.
К 1861 году в войсках уже было свыше 20 тысяч ракет.
За сто лет до полёта Юрия Гагарина выходит первое научное издание о ракетостроении, написанное Константиновым, к тому времени - уже ставшим генерал-майором. Книга называлась Lectures sur les fuses de guerre («Лекции о боевых ракетах»). Написана и опубликована была на французском – основном языке науки и международного общения того времени. Издали книгу в Париже, разрешение на заграничное издание дал лично император Александр II в обмен на доступ к французским военным разработкам. Именно Константинов стал основателем ракетной науки.
Стремительно развивавшаяся нарезная артиллерия отправила в небытие не только гладкоствольные пушки, но и ракеты и зарождавшуюся науку о них.
Официально госпроекты по ракетостроению в России прекращены с 1887 года.