Зигзаги культурного наследия Севастополя
На официальном сайте правительства Севастополя присутствует перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя, которые отнесены к объектам культурного наследия регионального значения и, в свою очередь, внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Подавляющее большинство жителей города вряд ли пристально изучило этот перечень, пребывая в полной доверительности к его составителям и в абсолютной уверенности в том, что никаких вопросов к объектам в данном перечне не может возникнуть.
Вот выдержка из перечня объектов культурного(!) наследия(!) народов(!) Российской Федерации, которые на территории Севастополя необходимо тщательно «холить» и «лелеять»:
Сразу возникает вопрос, а именно: с каких пор погибшие под Севастополем и в Восточной войне 1853-1856 гг. англичане, французы и турки являлись/являются составной частью народов Российской Федерации?!
И от какого внешнего врага плечом к плечу с русскими матросами и солдатами всё это уничтоженное под Севастополем англо-франко-турецкое «воинство отражало осаду» города в 1854-1855 годах, приведшую к его ТОТАЛЬНОМУ разрушению?
Я что-то пропустил?!
Разве это ни англичане, французы и турки принесли боль, страдания и смерь на крымскую землю и в Севастополь в 1854-1855 годах?
Может быть, специалисты, принимавшие решения о внесении вышеперечисленных объектов в приведённом списке в перечень историко-мемориальных святынь Севастополя, знали/знают какую-то иную историю того периода?!
Было бы очень любопытно послушать их точку зрения на сей счёт.
Почему прах тех и памятники тем, кто пришёл на нашу землю УБИВАТЬ, НАСИЛОВАТЬ, ОСКВЕРНЯТЬ, РАЗРУШАТЬ и ГРАБИТЬ, являются культурным(!) наследием(!) Севастополя!?
11 апреля 1858 года по распоряжению контр-адмирала Бутакова был составлен «Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина», в котором, в частности, указано следующее:
«Во исполнение распоряжения г. контр-адмирала и кавалера Бутакова сего числа в 10 утра, прибыв на место заложенного в Севастополе храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, где устроены общий склеп покойных адмиралов Лазарева, Корнилова и Истомина и могила адмирала Нахимова… открыв как означенный склеп, так и могилу адмирала Нахимова, нашли…
В своде над склепом во время занятия Севастополя союзными войсками был сделан пролом и заделан непрочно… в оном крышка над гробом адмирала Корнилова совершенно изломана, что произошло… вероятно, людьми, спустившимися через пролом в склеп прямо на гроб; с гроба адмирала Истомина крыша снята вовсе… на мундирах адмиралов Корнилова и Истомина эполет не оказалось; в могиле Нахимова дождевая вода покрывала гроб адмирала до половины, крышка гроба изломана на мелкие части… и бренные останки адмирала были засыпаны землей, набранной извне могилы, в могиле был обнаружен шанцевый инструмент иностранного происхождения; на полуистлевшем мундире адмирала Нахимова эполет также не оказалось…».
Если это не святотатство – то что это тогда?
Американский писатель Марк Твен так записал свои впечатления от увиденного в Севастополе: «Помпея сохранилась куда лучше Севастополя. В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины! Разрушенные дома, обвалившиеся стены, груды обломков – полное разорение.
Будто чудовищное землетрясение всей своей мощью обрушилось на этот клочок суши. Долгих полтора года война бушевала здесь и оставила город в таких развалинах, печальнее которых не видано под солнцем. Ни один дом не остался невредимым, ни в одном нельзя жить.
Трудно представить себе более ужасное, более полное разрушение. Дома здесь были сооружены на совесть, сложены из камня, но пушечные ядра били по ним снова и снова, срывали крыши, разрубали стены сверху донизу, и теперь на полмили здесь тянутся одни разбитые печные трубы. Даже угадать невозможно, как выглядели эти дома. У самых больших зданий снесены углы, колонны расколоты пополам, карнизы разбиты вдребезги, в стенах зияют дыры. Иные из них такие круглые и аккуратные, словно их просверлили дрелью.
Другие пробиты не насквозь, и в стене остался такой ровный, гладкий и чёткий след, словно его нарочно шлифовали. Тут и там ядра застряли в стенах, и ржавые слёзы сочатся из-под них, оставляя на камне тёмную дорожку…».
А вот что происходило в Керчи: «После ухода русского отряда численностью приблизительно в 2 500 человек и беженцев в города ворвались турецкие мародёры. Начались грабежи частных домов с последующим их разрушением и убийства оставшихся обывателей – не щадили ни женщин, ни детей.
В небольшом музее, где хранились множественные погребальные урны с пеплом, античные реликвии, собранные среди руин древнего Боспора и содержимое курганов, древнегреческие мраморные скульптуры и плиты были разбиты вдребезги. Пол музея на несколько дюймов был покрыт осколками разбитого стекла, ваз, урн, статуй, бесценной пылью их содержимого и обугленных остатков дерева и кости вперемежку со свежими щепками из полок, столов и витрин, где они хранились…
Керченский музей подвергся надругательству и разграблению не только со стороны турок, но и англичан и французов…
В результате поджогов правительственных зданий и больших складов зерна огонь перекинулся и на другие строения; попытки остановить пожар не предпринимались, и город вскоре был полностью уничтожен…».
А теперь выходит так, что захоронения, памятники и мемориалы нашим воинам, павшим в боях по защите Отечества от внешнего агрессора и врага в 1854-55гг., в Севастополе уравнены «в поклонении» с такими же захоронениями, памятниками и мемориалами этим самым агрессорам и врагам?!
Часть денег севастопольского городского бюджета должна тратиться на «сохранение(!)… популяризацию(!) и охрану(!) объектов культурного наследия…» в виде кладбищ, памятников и мемориалов тем, кто стёр с лица земли в 1854-1855 годах Севастополь и убивал его мирных обывателей! Тем, кто глумился над телами русских адмиралов!
Как гражданин Российской Федерации выскажу сугубо своё личное мнение.
Необходимо немедленно ИСКЛЮЧИТЬ все выше перечисленные мемориалы, кладбища и памятники англичанам, французам и туркам из перечня объектов культурного наследия народов Российской Федерации на территории города федерального значения Севастополя.
Донести до сведения нынешних властей Франции, Германии и Турции предложение двух вариантов дальнейшего развития событий: первый – убрать своими силами останки их земляков к себе на родину. Или второй – взять ими на своё полное финансовое содержание кладбищ, мемориалов и могил выше перечисленных объектов.
Возражающим возрожу – немецкое военное кладбище немецких военнослужащих (близ Гончарного), погибших во время Великой Отечественной войны в Крыму и под Севастополем, НЕ ВХОДИТ в перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя.
Тех самых «воинов», которые, как и их коллеги в лице французов, англичан турок в 1854-55гг. ТОЧНО также разрушили Севастополь в 1941-1942 гг., убивали его мирных жителей и кощунствовали над нашими святынями. НИКАКОЙ разницы между ними НЕТ.
В своё время между Германией и СССР было подписано соглашение о взаимном уважительном отношении к кладбищам: немцами советским воинам, захороненным на территории Германии (например, Трептов парк в Берлине), Советским Союзом – немецким солдатам на своей территории.
Немецкое кладбище возле Гончарного (на которое перенесены останки немцев более чем с 370 кладбищ со всего Крыма) содержится на частные средства и на средства немецкого фонда «Фольксбунд» (Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge, Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями).
После развала СССР уже между Российской Федерации и Германией было подписано соглашение о сохранении военных могил договаривающихся сторон и ухода за ними на территории обоих государств, где в частности оговорено следующее: «Дано право Народному союзу («Фольксбунд» - прим.) в рамках действующего российского законодательства непосредственно производить все работы по обустройству и благоустройству военных захоронений, а также по строительству соответствующих подъездных путей, помещений для посетителей и по созданию прочих необходимых условий для их пребывания...»
Однако в соответствии с основными задачами Севнаследие осуществляет в том числе и это полномочие:
Отчего же столь разное отношение к абсолютной очевидности того, что захватчиками и убийцами на нашей земле, только в разные временные промежутки, были те и другие: англичане, французы и турки в 1854-1855 гг., а немцы – в 1941-1942 гг.?
Но если для немцев организованно логичное – «всё сами», и пусть ещё скажут спасибо, что российской властью позволено лежать в нашей земле останкам их солдат, после всего того, что они совершили во время Великой Отечественной войны, то ПОЧЕМУ для англичан, французов и турок организованы «мемориальные преференции» за бюджетный, то есть, за наш, граждан Российской Федерации, счёт?
Откровенно признаюсь – я этого не понимаю. От слова совсем…