Выход под землей: почему Бахчисараю не страшна водная блокада Украины
В районе было два источника водоснабжения — несколько водохранилищ и вода, с незапамятных времен сохранившаяся в карстовых полостях, которыми пронизан весь полуостров. Но растянувшаяся на несколько месяцев засуха опустошила водохранилища, оставив от них небольшие лужицы. Оставалось только уповать на подземные источники да снежную зиму и нечастые дожди.
Казалось бы, в горном Крыму должно быть много рек, несущих свои воды на равнину. Действительно, их немало, но длина оставляет желать лучшего. Бельбек, Кача, Альма, Аузун-Узень, Коккозка — каждая их них едва достигает нескольких десятков километров, поэтому и большим водосбором похвастаться не могут. Остаются подземные источники, которыми можно даже поделиться. Например, вода из артезианской скважины, расположенной в селе Вилино, впервые в истории полуострова будет подаваться в столицу Крыма и дальше.
О наличии большого количества запасов подземной воды говорит факт, который поведала бывший экскурсовод по известному ханскому дворцу Елена Карпенко. Оказывается, во времена ханов здесь действовало 186 фонтанов, каскадов и бассейнов. А река Чурюк-су, подпитываемая родниками, была судоходной. Но сегодня от нее мало что осталось, да и от фонтанов тоже.
В Большом Каньоне, расположенном на территории Бахчисарайского района, находится крупнейший в Крыму родник, который называется Пания. Его дебит составляет 340 литров в секунду и, что интересно, не меняется в зависимости от времени года. Как показали исследования, вода поднимается на поверхность из пещеры глубиной более сорока метров.
Стоит ли поворачивать вспять реки?
В прошлом году местных жителей встревожило известие о том, что протекающую по территории района речку Коккозка собираются перекрыть, а ее воду направить в Чернореченское водохранилище, расположенное в Байдарской долине. Это необходимо для снабжения водой Севастополя, поскольку объемов Черной речки городу уже не хватает. Как рассказывают старожилы-общественники Дмитрий Перетурин и Николай Рублев, такой маневр грозил реке Бельбек, протекающей по территории района и питающей не только Бельбекскую долину, но и населенные пункты, расположенные ниже по течению, лишением одного из основных притоков.
Поэтому осенью прошлого года жители Бахчисарая и Бельбекской долины организовали общественные слушания по этому проекту. Против него высказались приглашенные ученые из восьми научных учреждений Крыма, затем также против единогласно проголосовали все двести участников собрания. Специалисты доказали, что переброска реки может привести к нарушению биологического равновесия и серьезным экологическим проблемам в регионе.
Например, расчеты показывают, что в результате исчезновения реки снизится уровень подземных вод и аграрии сел Соколиное, Аромат, Голубинка, Нижняя Голубинка, Куйбышево, Садовое и Танковое лишатся возможности возделывать поливные земли. Экологические проблемы могут возникнуть и в населенных пунктах, расположенных на побережье западнее Севастополя. В результате совместного массированного противодействия населения и ученых проект закрыли.
Жителям Бахчисарайского района об этом лично доложил глава республики Сергей Аксенов, заявив, что без учета настроений жителей решение бы не приняли. Он также сказал, что на ближайшее будущее этот вопрос закрыт и подниматься не будет до тех пор, пока Коккозка не станет настолько полноводной, что сможет обеспечивать жителей и Бахчисарайского района, и Севастополя. Но, как говорят гидрологи, многолетние наблюдения показывают, что вряд ли это вообще произойдет. Составители проекта предварительно оценили стоимость водовода, который собирались проложить сквозь горы по тоннелю — это могло обойтись в 3,8 миллиарда рублей. Будем считать, что озвученная сумма может пойти на более эффективные проекты.
[larapressGallery]324[/larapressGallery]
Например, на ремонт изношенных трубопроводов, за которые вынуждены были взяться еще в 2014 году. Руководитель ГУП "Вода Крыма" Владимир Баженов считает, что поскольку в прохудившиеся трубопроводы уходит до 60% воды, то находить новые ее источники, создавая запасы, большого смысла не имеет. Вначале необходимо решить проблему с дырявыми водоводами. Даже если предположить, что эта цифра несколько преувеличена (как считает член правления общественной организации "Экология и мир" Андрей Артов), все равно терпеть такое положение нельзя.
Но здесь в полемику вступает председатель комитета по строительству и ЖКХ республиканского парламента Леонид Бабашов. Он утверждает, что серьезная работа по ремонту труб дала определенные результаты, утечек стало меньше, тем не менее они еще достаточно велики. Несмотря на это, работы по поиску новых источников водоснабжения нужно продолжать.
Чем отличается ситуация в городе и селе
Но вернемся в Бахчисарай. Площадь водохранилища около 110 гектаров, заполняет его речка Кача. Сегодня мелкая лужица на дне составляет не более полутора-двух гектаров, и совершенно непонятно, сколько водоем будет заполняться, если учесть, что снег в горах уже сошел и остается уповать исключительно на дожди. Тем не менее трех дней, проведенных в этом городе, было достаточно, чтобы понять, что жители чувствуют себя совершенно спокойно и не думают ни о каких отключениях — вода в кранах течет круглые сутки.
Так откуда она подается? Из подземных источников, которые находятся под городом. На нужды населения вода выкачивается из нескольких артезианских скважин и ее вполне хватает. Даже можно было бы и соседей снабжать, но есть риск забрать ее слишком много и тогда Бахчисарай рискует превратиться в "град Китеж", чего его жителям вряд ли хотелось бы.
Но это ситуация в городе. А в село Баштановка, которое находится в семи километрах от Бахчисарая, вода подается раз в три дня. Для питья она не годится, а поливать огород через двое суток на третьи, да еще летом по жаре — много не вырастишь. За питьевой водой приходится ходить за полтора километра к едва текущему роднику. И это не исключение — в каждом небольшом населенном пункте люди живут в таком же режиме.
Тем не менее, разговаривая с людьми не только в Бахчисарайском районе, но и за его пределами, я слышал только одно мнение: с экономической блокадой справились, с энергетической тоже, значит, проблема с водой также будет решена. Засушливый год закончился, ученые и хозяйственники ищут способы преодоления кризиса, всем понятно, что откладывать решение "на потом", как это было при действующем канале, уже не получится. Это значит, что оптимизм жителей полуострова достаточно оправдан.