Памяти «русской Жанны д’Арк»
Софья Перовская: дочь губернатора Петербурга и цареубийца.
Продолжаем рассказывать о калужских мемориалах. В рамках этой рубрики не могу не упомянуть памятник Алексея Бурганова, посвященный российской революционерке Софье Перовской, что расположен близ учебного корпуса № 4 КГУ им. К. Э. Циолковского.
Чем уникален монумент? И почему сам факт его существования возмущает некоторых людей? Для начала давайте окунемся в некоторые детали биографии героини.
Софья родилась 1 сентября 1853 года, – что весьма символично, учитывая ее будущую профессию, – в семье аристократов. Отец, Лев Николаевич Перовский, был потомком графа Алексея Разумовского. Служил губернатором Петербурга, а затем и членом совета министерства внутренних дел. Мать, Варвара Степановна Веселовская, происходила из старинного дворянского рода. Детство «русской Жанны д’Арк», как порой называют Перовскую, прошло в родительском имении в Крыму, где она получила домашнее образование. А в 1869 году 16-летняя Софья поступила на первые женские курсы в Петербурге. Училась на отлично, став лучшей студенткой на потоке, но, к сожалению, отец не разделял страсть дочери к наукам. И Перовская ушла из дома.
К тому времени, параллельно с учебой, она посещала так называемые «коммуны» – конспиративные квартиры, где собирались и общались студенты. Там юная Софушка заразилась революционными идеями народничества, быстро набиравшего обороты движения.
В 20 лет, закончив курсы, она начала работать земской учительницей, преподавая азы грамоты сельской ребятне. Современники писали, что к педагогике у Софьи был настоящий талант, она очень любила своих воспитанников. Сложись обстоятельства иначе, кто знает, может, она смогла бы стать известным педагогом. Но история не знает сослагательного наклонения.
В 1871 году Перовская и будущий революционер и народоволец М.А. Натансон организовали народнический кружок. Уже через год оба оказались в числе соратников «дедушки русской революции» Н. В. Чайковского. Сельская учительница Перовская, не умевшая оставаться в стороне от общественной жизни, принимает участие в известном «хождении в народ». А в 1874 году случается арест: Софью задерживают за пропагандистские речи в Петербургской вечерней школе, где она обучала грамоте рабочих. Из заключения ее освобождают благодаря ходатайству отца. Тот берет с нее слово, что она не будет больше преподавать.
Перовская возвращается в Крым, где поступает сиделкой в больницу. И снова о ней отзываются как о душевном человеке. Сама же Софья подумывала получить медицинское образование, но в дело снова вмешивается революция.
Народники не отпускали Перовскую. Из ссылки она бежала в Олонецкую губернию и встретила «вечную любовь» – такого же народника Андрея Желябова. За ним Софья будет следовать до самой смерти. А Желябов лично руководил подготовкой цареубийства в рамках сформированной недавно «Народной воли». Незадолго до покушения на Александра II его арестовали, и Перовская сменила возлюбленного на посту главы организации. Разработав план и вычислив маршрут царской кареты, Софья, руководя группой бомбистов, совершила задуманное и ушла незамеченной.
Десятого марта на Невской площади ее арестовали. А 15 апреля сама Перовская, Желябов и другие участники покушения были казнены. Некоторые свидетели писали, что в час казни она была в воодушевленном состоянии.
Возникает вопрос: почему памятник цареубийце стоит до сих пор? Думаю, что все зависит от времени, эпохи, актуальной идеологии. Если в 80-е годы отношение людей к революционным идеям и воплощавшим их в жизнь людям было спокойным, то сейчас это кажется пережитком прошлого. Кстати, калужский монумент едва ли не единственный во всей России. Еще один находится в совхозе ее имени в Севастополе.
Кто-то говорит о необходимости демонтажа мемориала: ведь Перовская – террористка, а террористы такой чести не заслуживают. Другие, что калужский монумент – часть исторического и культурного наследия, и любые действия по его уничтожению означают попытку переписать прошлое. Что же, сколько людей – столько мнений. В одном я уверен точно: не мы строили – не нам ломать.
Мне кажется, что Софья заслуживает внимания в первую очередь как человек. Как прекрасный педагог и медсестра. Самоотверженность, преданность делу и идее – вот те качества, за которые она имеет право на отдельную страницу в истории нашей страны.
Никита КОВАЛЁВ.
Фото Игоря РУЛЁВА, front-novorossii.ru.