Когда ждать новую разрядку
Пятьдесят лет назад Советский Союз достиг паритета в области ядерных вооружений с США, и начался так называемый процесс разрядки мировой напряжённости. По-другому этот процесс называли от французского аналога этого слова – détente. Разрядка просуществовала до конца 70-х годов прошлого века и закончилась окончательно, когда советские войска вошли в Афганистан.
Это то стало кульминацией наглого поведения США, когда в середине 70-х американцы притащили в Западную Европу ракеты средней дальности «Першинг». За 6 минут они долетали из Западной Германии до Москвы, и пришлось срочно делать собственные ракетные комплексы «Пионер», превосходящие «Першинги» в разы. В результате уже граждане Западной Европы поняли, что их могут спалить дотла за считаные минуты.
И тут подоспел Горбачёв. Начал перестройку. Американцы уничтожили маленькие, но зловредные ракетки «Першинг», мы – в десятки раз большие по мощности и возможностям применения «Пионеры». К чему это?
То, что происходит сегодня в области военной подготовки, сравнимо с тем, что было 50 лет назад. Мы так же готовим оружие возмездия. Намного мощнее того, что могли позволить советские коммунисты. В том числе ядерные подводные беспилотники и маневрирующие долгое время в небе вокруг Земли так называемые «глайдеры». Регулярно обновляются подводные лодки, чего американцы давно не делают, модернизированные и возрождённые «Пионеры» могут в любой момент стать ответом на новое размещение наследниц «Першингов» в Западной Европе и даже в Прибалтике. Появилось абсолютно новое стрелковое и даже лазерное оружие. Вот только – насколько страшными и ужасными мы выглядим? Такими, чтобы никто и не подумал запустить в нас ракетой, – ответ будет ужасным.
В этом, похоже, и состоит ловушка, в которую мы готовы угодить. Дело в том, что Советский Союз и Россия никогда не применяли оружие первыми. Только в ответ на серьёзные угрозы, когда иного выхода уже не оставалось. Так было и с вводом войск в Афганистан, когда в Политбюро были уверены, что туда готовятся войти американцы. Так было с Крымом, когда до появления в Севастополе военно-морской базы США оставалось совсем немного и весь юг России мог оказаться под постоянным прицелом. Так было в Грузии в 2008 году. Одним словом, им бояться нас нечего. И нет особого желания напрягаться, чтобы завладеть огромными и несметными ресурсами. Наши руководители хотят продать их кому попало – хоть злейшим врагам, лишь бы заработать. Нефть – сколько хочешь, газ, уголь, лес, удобрения – абсолютно всё – лишь бы взяли. А кому охота кормить комаров в Тюмени? Мёрзнуть на Ямале или дышать ядовитыми выхлопами где-нибудь в Нижнем Тагиле. Так что самое милое дело – раскрутить нас на новую гонку вооружений, как было с Советским Союзом, и прихлопнуть экономически без единого выстрела.
Во всяком случае, всё, что происходит, на это очень похоже. Разница современной России с Советским Союзом лишь в том, что СССР к 1973 году выдавал на-гора около 10% всей мировой экономики. США больше нас лишь в два раза. Можно было мериться хоть чем, при этом клепать оружие. Сегодня Россия – к 2020 году – генерирует лишь 2, 98% мировой экономики. Американцы – 14, 75. То есть уже не в два, а в пять раз больше. С Китаем тоже сравнивать нечего. Поэтому засада если и ждёт нас, то именно здесь – в состоянии нашей экономики, которая работает практически на обеспечение иностранных потребителей – что в нефтянке, что в металлургии, что в нефтехимии. Наши внутренние потребности совсем скромные – мы строим мало дорог, очень мало гражданских самолётов – потребителей цветных металлов. Даже собственную страну никак не газифицируем, навязывая свой газ кому угодно. Результат – частичная потеря чувства собственного достоинства, когда даже микроскопическая Латвия может предъявить нам претензии на сотни миллиардов долларов, Польша – уничтожать памятники советским солдатам, а США – принимать против нас санкции без какого-либо страха поиметь что-то в ответ. Наоборот – как продавали им авиационный титан и ракетные двигатели, так и продаём. Даже сжиженный газ с Ямала оказывается в США. Угрозы МИДа принять асимметричные меры остаются непонятными и загадочными. Хотя при чём тут МИД? А как у других с этим делом? С экономикой.
В Пекине стартовала ежегодная сессия Всекитайского собрания народных представителей. Рассмотрят основные направления следующей – 14-й пятилетки. Утвердят перспективы до 2035 года. Что выполняется беспрекословно. В отличие от большинства планов наших чиновников. Их планы, известное дело, сбываются очень редко – мешают тяжёлая международная обстановка, мировые кризисы, пандемия, засуха, дожди и морозы – вообще бог знает что! Китайцев эти беды обходят стороной. Во всяком случае, к 2025 году решено удвоить ВВП, сделав упор на рост внутреннего потребления, что в нашей стране боятся делать, оставляя людей с мизерными пенсиями и очень скромными зарплатами. К 2035 году китайцы должны обогнать США, избавиться от зависимости в микроэлектронике.
Как похожее планирование происходит у нас – вообще тёмный лес. Принимаются госпрограммы, о результатах выполнения которых, как правило, не известно почти ничего.
Одна радость – в Америке и Европе продолжают нам угрожать. А значит – работы хватит надолго. Внешний враг, он иной раз дорогого стоит. А значит, дотянем до очередной «разрядки».