Состарился, заболел и оказался не нужен. Кто и как спасает животных в Крыму
У кого из нас не щемит сердце, когда мы видим на улице хромую собаку или замерзающего котенка? Кто-то пожалеет их и накормит, а кто-то даже заберет домой, чтобы дать уход и заботу. А если помощь требуется не милому щеночку, а огромному животному с большими копытами или острыми клыками?
К счастью, в Крыму есть люди, готовые взять на себя ответственность за жизнь и здоровье крупных или диких зверей.
Ноги, крылья, люди
Наталья Курласова из Севастополя посчитала своим долгом выкупить у недобросовестных хозяев верблюда Бархана, Барика, который много лет катал туристов на Ай-Петри. А когда «корабль пустыни» состарился и заболел, то оказался больше не нужен. Верблюд долгое время стоял на короткой привязи и не двигался, а ведь эти животные по природе своей кочевники, им требуется много ходить. «От долгой неподвижности у Барика образовались пролежни и почти атрофировались задние конечности, — рассказывает Наталья. — Сейчас мы с ним ходим по 30 минут в день, ему очень больно. Как только мы найдём нужное лекарство, начнём курс лечения. Я уверена, что всё у нас получится. У меня есть две лошади, они едят примерно то же, что и верблюд. Лекарства им тоже подходят одинаковые».
У спасительницы верблюда есть маленькая дочка и сын. Мальчик помогает ухаживать за Бариком. Недавно сын сказал, что мама — молодец!
Сейчас Барик живет вместе с лошадьми на конюшне и потихоньку поправляется. Ветеринар считает, что у 15-летнего верблюда неплохие шансы на здоровую и счастливую жизнь. Хозяйка конюшни, которая с радостью предоставила новый дом для Барика, сама недавно выкупила жеребую кобылу, которую хозяева хотели сдать на мясо.
Но не только домашние, но и дикие животные и птицы часто попадают в беду и нуждаются в помощи. Директор севастопольского парка «Лукоморье» Николай Помогалов, который в 2009 году помог спасти быков, брошенных на конюшне после съемок фильма «Тарас Бульба», рассказывает, что к ним в зооуголок постоянно приносят раненых и больных птиц. «Два дня назад нам принесли чайку, у нее проблемы с крылом, — поделился Николай Помогалов. — Крыло придётся ампутировать, и оставить птицу в нашем парке, потому что в дикой природе она не выживет. Для нас это рутинная работа, её кому-то надо делать. Мы делаем».
Николай Николаевич по образованию ветеринар, поэтому хорошо понимает, какую помощь необходимо оказать каждому живому существу. Он помогает выхаживать крупных птиц, в том числе и хищных: например, ястребиных, которые травмируют крылья об ветви деревьев и электрические провода во время охоты.
Куда их девать?
Такие истории со счастливым финалом случаются нечасто. Более того, если вы решили помочь дикому животному, попавшему в беду, будьте готовы к тому, что неприятности могут ожидать и вас, причем совсем не со стороны животных. Иногда руки опускаются даже у тех, кто посвятил животным всю свою жизнь.
«Со спасением животных сегодня в Крыму всё плохо и сложно, — считает директор и создатель ялтинского зоопарка «Сказка» и Парка львов «Тайган» Олег Зубков. — Раньше мы свободно принимали всех животных, попавших в беду. Либо конфискованных органами правопорядка у уличных фотографов, а также у других недобросовестных владельцев. Мы принимали на лечение и содержание ослабленных перелётных птиц, выбившихся из сил и упавших в море журавлей, цапель лебедей, уток. Принимали сбитых и покалеченных машинами хищных птиц, косуль, лисиц, а затем решали: то ли выпускать назад в природу если животное полностью здорово и не имеет никаких дефектов в опорно-двигательной системе, то ли оставлять в зоопарке в том случае, если животное ни сможет самостоятельно жить в природе».
Российские законы могут трактовать спасение краснокнижного животного или птицы — например, дрофы, журавля-красавки, грифа, орла, как нарушение. И на зоопарк, приютивший найдёныша, могут обрушиться миллионные штрафы.
Хотя если инициаторы размещения правоохранительные органы, то, получается, всё-таки можно оформить легальное пребывание «братьев меньших». Несколько дней назад Сакская межрайонная прокуратура утвердила обвинение по уголовному делу в отношение евпаторийца, «любителя птиц». Мужчина забрал из гнезда краснокнижного сокола-балобана трёх птенцов, привёз домой и выращивал их в неволе. Понятно, что отпустить теперь этих птиц означает то же самое, что и убить. Они не могут охотиться, и вообще выжить в природе. Этих молодых соколов передали в зоопарк. Евпаторийцу же грозит штраф в размере 3,7 млн рублей.
А вот передавать в зоопарки конфискованных у уличных фотографов животных, отметил Олег Зубков, практически перестали. «Это связано, прежде всего, с коррупцией в правоохранительных органах, при которой все уличные фотографы просто платят «дань», и спокойно стоят в людных местах, — объясняет он. — С другой стороны, процедура по оформлению и изъятию животных, передачи их на ответственное хранение, крайне сложна. Правоохранительные органы идут на это лишь в исключительных случаях».
Вот и вынуждены зоопарки отказывать людям, которые приносят диких и редких животных, попавших в беду. Все многочисленные истории спасённых в «Сказке» животных — из украинского прошлого Крыма. В этом зоопарке, например, живёт медведь Марсик, выкупленный из цирка, верблюд Гоша, который бродил брошенный по пляжам Очакова, львица Легенда, которая жила в питерской квартире. В парке «Тайган» живет много медведей, тигров, также принятых из разных цирков и частных зооколлекций.