Правда ли, что Россия сильнее всех пострадала от COVID?
Публикация Росстатом статистики о смертности за прошлый «ковидный» 2020-й год вызвала нешуточные споры в обществе. Данные эти, надо признать, весьма интересные, если не сказать шокирующие. «Мы вымираем!» «Россия – на первом месте по смертности от коронавируса в мире!».
«Это все правительство виновато!» - полетели по сети громкие заголовки. Что ж, попробуем разобраться – действительно ли все так плохо и какие выводы нужно сделать.
Факт 1. Разумеется, смертность выросла. Вопрос, насколько сильно
Итак, судя по отчетам Росстата, общая смертность в России выросла на 18%. Всего за прошлый год умерли 2.124.500 человек (в 2019 году – 1.800.700). Естественная убыль населения составила 688 тысяч человек, и это довольно много: в прошлом году этот показатель был равен 317 тысяч человек.
Вопреки некоторым излишне пессимистичным оценкам, это далеко не самый худший показатель в нашей истории. Например, тяжкие последствия 90-х годов дали ужасающие 958 тысяч человек к 2000 году. Тем не менее, у нас и так не первый год проблемы – умираем много, рожаем мало, и даже миграция не в состоянии выправить показатели. В этом году к так называемому демографическому «русскому кресту» добавился еще и коронавирус.
Факт 2. COVID-19 действительно ухудшил ситуацию
Главный параметр, на который обращают внимание при анализе данных от Росстата – так называемая избыточная смертность: она в минувшем году в России составила 323,8 тысяч человек. Что это за показатель и о чем он говорит?
Избыточная смертность – это временное увеличение смертности по сравнению с ожидаемой. Рассчитывается исходя из средней смертности за последние несколько лет. Этот показатель важен, поскольку именно он позволяет оценить потери именно из-за эпидемии. То есть, не будь коронавируса, почти 323 тысяч россиян на сегодняшний день были бы живы. По сути, за минувший год только из-за последствий пандемии мы потеряли целый город – Смоленск, например. Или Якутск. Это не считая тех, кто умер по другим причинам.
Факт 3. Данные статистики и правда расходятся
Татьяна Алексеевна Голикова, которая и озвучила данные Росстата, отметила: только 81% людей, учтенных в показателях избыточной смертности, умерли непосредственно из-за коронавируса (данные за 11 месяцев 2020 года). При этом Минздрав в своих отчетах пишет, что за этот же период от COVID-19 умерли 40.5 тысяч человек. Расхождение и впрямь слишком сильное. Почему так?
Надо сказать, вопрос «как считать» будоражит общественность все время, что идет эпидемия. Однако вряд ли это делается намеренно. Вероятно, правительству предстоит сесть и как следует разобраться, из-за чего возник такой зазор, и все ли в порядке со статистикой в профильных ведомствах и особенно в регионах. По крайней мере, финальные цифры по стране теперь известны.
Факт 4. Россия не в лидерах по смертности
Если считать исключительно официальные данные по общему количеству смертей от коронавируса, то Россия на 8 месте (на первом – США, далее идут Бразилия, Индия, Мексика, Италия, Великобритания и Франция). Но многие эксперты ухватились за параметр избыточной смертности и сравнили его с общим показателем смертности, и сделали вывод: из-за коронавируса в России умерло больше людей на душу населения, чем где бы то ни было в мире.
На самом деле, это не совсем так. Довольно серьезные расхождения в статистике можно обнаружить также у таких стран, как Польша, Перу и Мексика. Но, как бы там ни было, ситуация в нашей стране действительно сложилась не лучшим образом: от развитых стран по классификации ООН мы и правда отстаем.
Факт 5. В регионах все очень плохо
Данные об избыточной смертности по регионам – отдельная тема. Наверное, именно эти цифры в отчете Росстата стоит считать ключевыми. Давайте взглянем на них подробнее.
Например, интересно посмотреть на пятерку наиболее пострадавших от COVID регионов. Лидер – Кавказ: Чечня, Дагестан, Ингушетия. Далее идет Ямало-Ненецкий автономный округ и Татарстан. А вот меньше прочих от эпидемии пострадали Бурятия, Адыгея, Севастополь и Магаданская область.
Вопрос: почему именно национальные республики Кавказа справились с пандемией хуже, чем прочие регионы?
Вряд ли тому виной генетическая предрасположенность или особенности климата. Скорее всего, виноваты руины, в которые превратили региональные власти местные системы здравоохранения. И именно это, к слову, объясняет расхождения в статистике от Минздрава и от Росстата.
Факт 6. Виноватых будет много. Полетят головы
Так уж сложилось в общественном сознании: если кто в России в чем и виноват, так это чиновники. Оппозиционные СМИ так и вовсе прямо пишут, что причиной столь высокой смертности от коронавируса стало… голосование за поправки в Конституцию летом 2020 года. Это заявление настолько же абсурдно, насколько и зеркальное утверждение, будто всему виной столпотворения на несанкционированных митингах…
Но нельзя отрицать очевидное: с эпидемией мы справились намного хуже, чем могли бы. Воедино сложилось сразу несколько факторов: это и масштабная оптимизация медицины, и катастрофическое состояние ее в регионах, и местные «попильщики», сидящие на бюджетах, и плохо выстроенная обратная связь между регионами и центром…
Судя по всему, козлом отпущения в первую очередь назначат региональные власти, а также руководителей от системы здравоохранения – как на местах, так и в центре. Вероятнее всего, свое кресло потеряет не один губернатор, а уж счет уволенным главврачам и чиновникам от здравоохранения (и не только) пойдет на десятки.
Быть может, какие-то выводы наверху будут сделаны – и даже, вероятно, правильные: нынешняя эпидемия – далеко не последняя, в наш-то глобальный век.
Очевидно одно: хоть как-то исправить демографию и перестать, наконец, вымирать, нам теперь поможет лишь чудо.