Крокусы и розмарин - настоящий аромат крымского февраля
До сих пор считалось, эти чудесные «бабочки февральского леса» произрастают только на востоке Крыма. Больше двух столетий, с самого начала первых биологических наблюдений, единственным ареалом обитания крымских цикламен было восточно-крымское урочище на склонах хребтов Кубалач и Агармыш.
Еще в 1978-м урочище под Феодосией объявили ландшафтно-ботаническим заказником. Горы Кубалача стоят отдельным массивом, потому здешние растения-эндемики по окрестностям не распространялись никогда. Место пустынное, вокруг небольшие села и бесконечные степные просторы. Как говорится, глазу не зацепиться. Однако каждый год по предвесеннему теплу сюда добиралось множество любителей природы, чтобы полюбоваться невероятным зрелищем цветущих цикламен.
Нынешняя находка реально поразила крымчан. Сиреневые красавцы-первоцветы внезапно переместились на запад. Резкий бросок на полторы сотни километров – целые поляны уникальных растений обнаружены сейчас в балке Терен-Джилга (Змеиная) Бахчисарайского района. Если конкретней, речь об окрестностях села Танковое. Тут начинаются туристические маршруты в знаменитый Большой каньон.
При кажущемся бесконечно большом количестве этого растения российская популяция постепенно уменьшается. Потому цикламен занесен в Красную книгу и считается уязвимым видом. Также он включен в Конвенцию европейской дикой природы и природных мест обитаний. Растет в Краснодарском крае, на Кавказе, в странах Средиземноморья. Впрочем, жители полуострова убеждены, крымский цикламен – самый лучший на свете! И главное, теперь не надо ехать на восток ради его красоты.
Маленькие, но яркие – от бледно-розового до фиолетового – цветочки издалека видны под могучими деревьями бахчисарайских предгорий. Нежные, словно шелковые, лепестки размером с ноготок мизинца, изящно отогнуты вверх на склонившем головку тонком стебле. При этом крохотные бутончики источают вокруг тонкий, ясно ощутимый аромат.
Хрупкие цикламены не боятся февральских морозов, зачастую появляясь прямо из-под снега. Хотя какой мороз – последнюю неделю от Севастополя по всему юго-западу Крыма дует теплый бриз, и на термометрах + 15. Отличная погода для лесных прогулок. Порой цикламен так много, что идти приходится аккуратно, иначе, не дай Бог, наступишь на это чудо. Народ пытается фотографировать, но высота свежей цветочной поросли не больше десяти сантиметров. Ради цветочных селфи туристы охотно падают в прелую листву, извиваются и принимают невообразимые формы, только бы не помять соседние бутоны.
Большой вопрос, каким образом клубни или семена уникального растения появились на новом месте. Из-за ядовитого сока птицы их не клюют. Ученые предположили, что популяция перемещена искусственно. То есть, кто-то неизвестный выкопал клубни на хребте Кубалач, специально перевез и посадил в Бахчисарае. А теперь радуется делу рук своих.
«Люди помогли — это неизбежно. Вообще, хорошего мало: любой новый вид в природе растет за счет других», — прокомментировал ситуацию соавтор Красной книги Крыма Сергей Свирин.
Как бы там ни было, пока заснеженную Москву и всю Центральную Россию морозят лютые февральские холода - в массивах Крымских гор спешит приветствовать весну чудесный цветок. По нынешним временам такая погода дорогого стоит. Например, каждый четвертый санаторий ЮБК уже перешел на реабилитацию переболевших ковидом.
«Место намоленое. История как всегда шутит, делая новый виток спирали. Раньше был туберкулёз, и первый санаторий для его лечения появился у нас, - пишет в Facebook генеральный продюсер ТРК «Крым» Олег Крючков. - Царская история, семья Романовых первыми провела благотворительную акцию «Белый цветок». Собрали деньги и начали лечение. Сейчас для ковидников выгребают здравницы с советским прошлым. Обидно, что клинических санаториев мало сохранилось. Достояние страны. А я помню, как раздавались голоса, мол, пора продать монстров. Дорого содержать, никому не нужно. Каюсь, у самого мыслишки мелькали. Теперь все поняли – «корона» всерьез и надолго. Я бы начал разговоры про госпрограмму по восстановлению и обновлению санаториев для легочников, благо климат Южного Берега с его фитонцидами сам лечит. Да и методики больше века оттачивались».
Сегодня даже сильно ленивые посетители здешних соцсетей бурно постят фотки обычных подснежников. Удержаться невозможно, это просто праздник какой-то. Первоцветы цветут и пахнут по всему полуострову – дикие и домашние, в палисадниках, у побережья и на дальних перевалах. Благо, воды в горных озерах прибавилось.
Вслед за подснежниками в курортном Судаке проклюнулись крокусы. Он же шафран - один из наиболее элегантных и ранних весенних цветов. Жители и гости прекрасного Симеиза и соседнего курорта Кацивели радуются расцветающим кустам розмарина. Любуются и кладут веточки в мясо, как пикантную приправу. Звучит парадоксом, но розмарин - настоящий аромат крымского февраля.
Имея такую вот в буквальном смысле благоприятную атмосферу, власти республики официально разрешили проводить соревнования спортсменов на открытом воздухе, собрания, митинги, сходы и прочие конференции. Соответствующие изменения Сергей Аксенов уже внес в свой указ о режиме повышенной готовности. Одновременно на заседании правительственного COVID-штаба глава РК сообщил, что к 1 марта снимут оставшиеся ограничения: «Если у нас динамика положительная, мы к первому дню весны откроем сферы деятельности остальные, сейчас закрытые. В том числе все предприятия, которые занимались организацией досуга, туризма и массового отдыха».
Тем временем зловредный вирус выявлен у экипажа рыболовецкого сейнера, вернувшегося в родную Керчь из Мавритании. Отработав полугодовую океанскую вахту, они сменились с судна в порту Нуадибу. Это крупный центр рыболовства на берегу Атлантического океана, у восточного побережья мыса Кап-Блан. В самом Нуадибу моряки пробыли лишь сутки, и улетели домой из аэропорта мавританской столицы Нуакшот. Хватило, чтобы дружно подцепить «корону».
Вот что сообщила руководитель Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю Наталья Пеньковская: «У нас заехала группа моряков, жители Керчи. Это действительно сменная группа из Мавритании, семь человек. По результатам тестирования у всех выявлена инфекция. Я бы предостерегла вернувшихся граждан нарушать режим самоизоляции».
Кроме африканского направления, предельно опасными остаются европейские страны. Сейчас в обсерватор Симферополя помещена еще одна группа зараженных крымчан, которые вернулись из Великобритании. Самое любопытное, многочисленные антикрымские санкции Запада для наших людей вовсе не помеха. «У них жесткий 14-дневный карантин с момента пересечения госграницы. Паспортные данные переданы в МВД, и контроль за ними очень серьезный», – подчеркнула Пеньковская.