Что осталось Севастополю от древнего некрополя после чёрных копателей
«Самые ранние погребения находятся на южной части — там погребения рубежа I-II века. Это время сарматского нашествия, когда на поздних скифов напали сарматы», — рассказал начальник Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН Олег Шаров.
Напомним: раскопки, предваряющие строительство севастопольского участка трассы «Таврида», ведутся на месте некрополя с октября прошлого года. За это время специалисты изучили около 300 могил, однако только 15 из них ранее оставались нетронутыми.
Уникальный некрополь, по словам специалистов, был разграблен чёрными копателями, которые забрали наиболее ценные экспонаты. О вмешательстве грабителей, в частности, свидетельствуют обнаруженные на месте раскопок пивные бутылки, разлитые в 2007-2008 годах.
«Видимо, они знали планиграфию могильника, либо им кто-то очень хорошо советовал. Мы видим, что здесь не просто на выходные приходили копать — нет. Планомерно работали по паре месяцев на протяжении нескольких лет», — отметил сотрудник Института археологии РАН Сергей Язиков.
Драгоценности и редкие камни располагались у головы усопшего — именно туда, по словам специалиста, и «целились» копатели. Учёным оставались только посуда, монеты, а также отдельные бронзовые элементы сбруи и одежды, которые либо не интересовали грабителей, либо просто не были ими замечены. Однако даже эти находки представляют большую ценность.
«Все монеты римские, с римскими императорами, всех римских дворов, которые представлены здесь. Это явная цена либо жалования, либо каких-то особых вещей, потому что иначе были бы херсонесские разменные монеты, а их здесь просто нет», — подчеркнул начальник экспедиции Олег Шаров.
Изучив обнаруженные надгробия, специалисты предположили, что захоронены здесь были знатные люди, а сам некрополь Киль-Дере обладал особым статусом для ближней округи Херсонеса и всего юго-западного Крыма в римскую эпоху. Примечательно, что ни на одну из обнаруженных стел не были нанесены надписи, по которым можно было бы установить имя и историю жизни погребённого.
«Ни одной надписи, к сожалению, нет, но интересен сам тип. Он остролицый и известен в Херсонесе как „надгробие варварского стиля”. Даже было предположение, что делали их не херсонесские мастера, а представители местных племён, которые подражали мастерам Херсонеса. Это очень важная вещь, и влияние Херсонеса здесь очень велико», — отметил Олег Шаров.
Завершив раскопки на выделенном участке могильника, специалисты намерены исследовать его восточную часть, которая уже не будет затронута федеральной трассой, однако может представлять весомую ценность для науки.
Полностью окончить работы археологи планируют в течение месяца, после чего передадут находки Государственному историко-археологическому музею-заповеднику «Херсонес Таврический».
Олег Турчанович
Фото и видео автора