Беглый экс-премьер Украины заявил о российском статусе Севастополя
«В процессе развала Советского Союза Севастополь не входил в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Крым входил территориально и административно, а Севастополь не входил в состав Украины. Он был подчинен непосредственно центру (Москве – прим.).
Когда подписывались «Беловежские соглашения», то по существу Севастополь был упущен. Поэтому не все так просто в этом вопросе, который кажется нашим (украинским – прим.) лже-патриотам чрезвычайно простым», – сказал Николай Азаров.
Доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Севастопольского государственного университета Александр Ирхин в беседе с ForPost подтвердил, что с формально юридической стороны Николай Азаров, безусловно, прав в том, что Севастополь в структуре СССР административно подчинялся напрямую Москве и, следовательно, претензии при развале Советского Союза на Севастополь как часть УССР со стороны уже независимой Украины были неправомочны.
Разные интерпретации
«Севастополь с 1991 по 1997 гг. находился в «серой зоне» двусторонних российско-украинских отношений – каждая из сторон предъявляла на него свои права и претензии, имея и свою аргументацию», – говорит Александр Ирхин.
Однако, продолжает доктор политических наук, положение изменилось после подписания так называемого Большого договора в 1997 году, который урегулировал российско-украинские отношения после дезинтеграции СССР. При подписании этого договора каждая из сторон пошла на значительный компромисс, так как общества и элиты уже двух независимых государств были за 6 лет неурегулированности отношений значительно разогреты целым рядом двусторонних проблем.
«Россия отказалась от Севастополя, однако он был обозначен как главная база Черноморского флота РФ, которая передавалась в аренду России на 25 лет с возможностью пролонгации. Такое положение устраивало на тот момент две стороны, однако интерпретация этих договорённостей в Москве и Киеве носила разный характер. Москва рассчитывала сохранять этот статус, а Киев, как показала последующая история, намеривался его пересмотреть», – считает Ирхин.
Сфера интересов США
Здесь нужно ещё четко понимать, что до 1997 года Черноморский регион не находился в сфере национальных интересов США, однако, напоминает Александр Ирхин, в Концепциях национальной безопасности от 1997 и 1998 гг. Черноморско-Каспийский регион вошел в эту сферу.
«В дальнейшем движение США на Восток, в том числе через Черное море, было сформулировано через проект Большой Черноморский регион и Евроатлантическое Причерноморье, которые включает 10 государств: 7 прибрежных, включая Молдову, а также Грецию, Армению и Азербайджан», – говорит политолог.
Все это предполагало дальнейшее вытеснение России из Черноморского региона. И Россия ответила в 2008 году и 2014, считает эксперт.
По мнению Александра Ирхина, так как современная Украина, наряду с новыми членами НАТО и ЕС, и здесь особенно необходимо выделить Румынию, – как главный форпост американской политики на Черном море является одним из плацдармов реализации американской стратегии, то проблема Крыма и Севастополя будет сохранять состояние «нервного узла» в российско-украинских и российско-американских отношениях.
«Возвращение «неоконсерваторов» в Белый дом только усилит эту повестку», – заключил Ирхин.
Павел Истомин