Какие редкие птицы зимуют в Севастополе в этом году рассказал известный учёный
Погода подарила севастопольским фотографам возможность запечатлеть редких птиц, которые обычно зимуют в более южных широтах. Один из тех, кто может похвастать снимками фламинго, краснозобой казарки, занесенной в Красную книгу, и других редких птиц - учёный Виталий Гирагосов. На какие жертвы ему приходится идти ради удачных кадров, от чего он предостерегает любителей фотоохоты на природе, и как хобби помогает севастопольцу в научной работе, расскажет Анна Шустер.
Как сделать утро добрым? Несколько раз в неделю учёный Виталий Гирагосов ищет ответы на этот вопрос на морском берегу. Награда за любознательность и готовность часами наблюдать за водоплавающими — уникальные кадры. В этот раз в объектив фотографа попала краснозобая казарка. Пока она выходила на берег в поисках пищи, её в таком же качестве приметил пёс.
Одно из мест, где Виталий Гирагосов ведёт фотоохоту это бухта Омега. Здесь зимует несколько десятков видов пернатых. Севастопольцы шутят, что это место напоминает птичий базар. Местные обитатели настолько привыкли к людям, что подойти к ним можно на расстояние вытянутой руки.
В прошлую зиму Виталию Гирагосову посчастливилось наблюдать в севастопольских водах фламинго. Сегодня на повестке дня — брачный танец лебедей-шипунов, обед лебедя-кликуна — редкого в Севастополе гостя, а также встреча с белым аистом. Валерий Гирагосов рассказывает, что обычно в холодное время года птицы улетают в Африку или Индию, но этот декабрь в Крыму был теплее обычного, и погода сбила аиста с толку. На помощь пришли люди.
«Основная его пища — это грызуны на полях, ящерицы, змеи, рыба на мелководье. А здесь у нас с этой живностью проблема, поэтому аист долго жил в районе Казачьей бухты, там его подкармливали местные жители рыбой, за счет этого он держался», — рассказывает кандидат биологических наук Виталий Гирагосов.
Не всегда за интересными кадрами нужно ходить далеко. Некоторые фото Виталию удалось сделать, не выходя из своей квартиры. Из окна на четвертом этаже фотограф наблюдал за соколом-сапсаном, домовым сычем, вороной. Любовь и интерес к животным появились у севастопольца еще в детстве. Будучи школьником, он держал дома попугаев, черепах, ужей. И даже во время встречи с желтобрюхим полозом в районе Геленджика Виталий не испугался.
«Это одна из самых агрессивных змей в Европе. Она не ядовита, но может очень основательно покусать. И я как-то инстинктивно её схватил за хвост, потому что мне её хотелось рассмотреть. И тут она меня отделала по полной программе. Кровь была вполне реальная, этот полутораметровый полоз искусал мне руки, но по крайней мере я успел им полюбоваться», — говорит кандидат биологических наук Виталий Гирагосов.
Детское увлечение обернулось тем, что почти четыре десятка лет Виталий трудится в Институте биологии южных морей. Сначала он занимался изучением подводного мира и разработкой биотехнологий для выращивания рыбы в неволе, а когда увлекся фотосъемкой пернатых, то углубился в эту тему. Теперь в научных журналах издают статьи Гирагосова об учёте птиц в прибрежной акватории Севастополя. Самого же ученого окрыляют встречи с новыми и редкими для полуострова видами.
Анна Шустер, Александр Соловьёв