«Феодализм победил закон»: как в России реагируют на «дворец Путина» и какие VIP-резиденции нашли в Крыму
В почти двухчасовом видеоролике, который по состоянию на утро 22 января, набрал на YouTube уже более 50 миллионов просмотров, изложена предполагаемая история строительства дворца, а его фактическим владельцем через подставные фирмы назван российский президент. В Кремле связь Путина с этим объектом отрицают. Между тем еще в 2019 году российские журналисты нашли элитные государственные дачи в аннексированном Крыму, которые также могут быть связаны с российскими топ-чиновниками. О последствиях громкого расследования «ФБК» и о крымском аспекте этой проблемы шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Активист «Гражданской инициативы против экопреступности» Дмитрий Шевченко выявил сам факт строительства VIP-объекта под Геленджиком одним из первых и высказал Крым.Реалии мнение, что здесь имели место вопиющие махинации с землей.
– Табличка о строительстве детского лагеря на этом месте, показанная в фильме, появилась еще в 2005 году. Однако все началось не с самого строительства, а с того, что у государства, по сути, похитили довольно большой участок лесного фонда. Мыс Идокопас с его сосновым лесом был, пожалуй, последней крупной территорией на российском Черноморском побережье, которую не застроили. У государства было украдено порядка 70 гектаров леса: его вывели из состава земель лесного фонда в частную собственность. На тот момент в соответствии с законодательством это была практически невозможная схема. Обществу до сих пор не предъявили никаких документов, подтверждающих законность ввода этого земельного участка. В 2011 году мы туда заехали – совершенно неожиданно, шлагбаум на КПП был открыт. Мы гуляли, никто не обращал на нас внимание, хотя повсюду ходили рабочие.
По словам Дмитрия Шевченко, ему удалось осмотреть будущую аквадискотеку в возводимом здании дворца, однако в течение получаса экологов заметили сотрудники Федеральной службы охраны.
– Они не скрывали принадлежность к этой службе. На наш вопрос, почему на частном объекте находятся ФСОшники, ничего не ответили. Потом приехали полицейские, пограничники, сотрудники частного охранного предприятия, начался переполох. Все они не знали, что с нами делать, но задача была простая – отнять у нас отснятый материал. У нас вскрыли машину, внаглую забрали все вещи вместе с фото- и видеоаппаратурой. Причем этот грабеж произошел прямо под надзором сотрудников полиции! Единственное, что удалось сохранить – это флешка, которую я до задержания успел спрятать в ботинок. Так у нас осталась лишь видеозапись моей коллеги из машины. Самый печальный момент из всей этой истории – что на мысе Идокопас и вокруг него фактически перекрыт проход к берегу, где раньше можно было гулять и отдыхать. Это прямое нарушение прав граждан.
Российское издание «Проект» в конце 2019 года опубликовало расследование о предполагаемых дачах высших российских чиновников в аннексированном Крыму. Так, в поселке Олива журналисты обнаружили объект общей площадью 57 гектаров, где, начиная с 2016 года, возводят ледовый дворец, есть спортивный зал с татами и вертолетная площадка. На основании этих и других атрибутов «Проект» сделал вывод, что эта дача может де-факто принадлежать президенту России Владимиру Путину. Рядом в Оливе расположен еще один комплекс – госдачи № 9 и №10. Их, по данным российских журналистов, занял бывший российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Автор расследования о госдачах в Крыму для издания «Проект» Катерина Резникова подчеркивает, что таким образом крымчан не только лишают доступа к морю, но и возможности узаконить свое жилье вблизи береговой линии.
– Мало того, больше нет тех красивых южнобережных пейзажей, поскольку со стороны трассы сейчас видно только забор – можно ехать вдоль него в течение минуты. Судя по работам на трассе «Севастополь-Ялта», он будет продолжен. Уже появились таблички «Частная территория! Проход запрещен!» в районе мыса Сарыч. То есть, скорее всего, начиная от бухты Ласпи и дальше на восток будут появляться все новые и новые заборы. Опоры стоят, уже залиты бетонные основания. Еще одна большая проблема для жителей Оливы – невозможность узаконить свои дома, несмотря на наличие всех правоустанавливающих документов. Мне показывали даже дореволюционные! Однако современные чиновники утверждают, что все эти люди появились здесь или в советское время как обслуга государственных дач, или в постсоветское как захватчики земли – и поэтому якобы у них нет прав оставаться здесь.
Российский общественный активист, глава организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук убежден, что после 2014 года усилиями российских властей проблемы с доступом к морю в Крыму заметно усугубились.
– Эти процессы были запущены еще со времен Украины, но в итоге ситуация стала стабильно ухудшаться, а доступность берега в Крыму – уменьшаться для обычных людей. Под это подводятся железные законодательные аргументы, связанные с безопасностью чиновников, которые выгораживают себе целые поместья и блокируют проход к морю. Когда в 2014 году мы начинали сносить эти заборы, нам на некоторое время удалось освободить побережье, однако сейчас все еще хуже, чем было. Сейчас нет вообще никакой возможности добиться прохода к морю, особенно на Южном берегу Крыма. Боюсь, что протестовать тут некому: в той же Ялте застраиваются парки, побережья – и ничего. До тех пор, пока люди будут молчать, все это будет продолжаться. Я считаю, что в России феодализм победил закон: воля начальника становится превалирующей при принятии всех решений, а люди превратились в холопов.
Однако влияют ли разоблачения российских расследователей о предполагаемых дачах и дворцах чиновников на общественное мнение в соседней России? Российский политолог Дмитрий Орешкин полагает, что новый ролик Алексея Навального сумел достичь небывало широкой аудитории.
– Действительно, первая новость о дворце под Геленджиком датируется еще 2010 годом, но только для тех, кто следил за деятельностью Навального, для меньшинства. Сейчас эта новость проникла в глубинные пласты: 50 с лишним миллионов просмотров при 90 миллионах пользователей Интернета в стране о чем-то говорит. Общественное мнение в России очень консервативное, развивается медленно, плюс оно зависимое. Люди годами не хотели слышать ничего плохого о Путине, у него был так называемый тефлоновый рейтинг. За все нехорошее в стране отвечали другие люди – правительство, депутаты, губернаторы, власть в широком смысле слова. Путина с помощью нехитрой ментальной операции защитили и очистили, и народ не хотел замечать плохих новостей о нем. Сейчас народ увидел такую новость – и вот это реальная сенсация.
При этом Дмитрий Орешкин не считает, что назначенные на 23 января по всей России протесты станут историческими и очень масштабными.
– Может, в каком-то городке выйдет десяток человек, в другом – несколько десятков. В Москве, наверное, выйдут тысячи. Говорить о том, что грядет революция – пустые сказки. Лояльность силовиков власти полностью гарантирована. Главное здесь, что протесты пройдут по всей стране. Мы тоже выйдем, не обольщаясь по поводу результатов, для того чтобы потом не было стыдно смотреть в зеркало. Совершенно понятно, что это за режим, что ни к чему хорошему он Россию не приведет, но под лавкой сидеть тоже нехорошо.
Между тем крымский историк и политолог Евгения Горюнова полагает, что на аннексированном полуострове 23 января вряд ли пройдут сколько-нибудь заметные акции.
– В Крыму все возмущения выливаются либо в обтекаемые посты в соцсетях – мол, доколе у нас будет такой произвол – или же в разговоры на кухне. Реально выходить на улицы вряд ли кто-то будет, потому что люди запуганы российской системой в Крыму. В самой России протесты вряд ли будут значительными, потому что кампания Навального, на мой взгляд, рассчитана не столько на внутреннюю аудиторию, сколько на Запад. Ведь на самом деле российский обыватель не особенно возмущен ситуацией с «царем» Путиным, потому что царю так положено – это подданническая культура. К сожалению, представителей культуры активизма в России достаточно мало.
В преддверии акций российские силовики задерживают активистов «Фонда борьбы с коррупцией»: уже задержаны пресс-секретаря Алексея Навального Киру Ярмыш, юристов Любовь Соболь и Владлена Лося. Тем не менее сотрудники «ФБК» планируют вести прямые трансляции с митингов 23 января.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)