«Поводов для оптимизма немного»: спасут ли зимние снегопады от надвигающейся засухи?
Однако, по данным подконтрольных России властей Крыма, 7 из 12 водохранилищ полуострова достигли отметки «мертвого объема», а незначительный приток получили только Белогорское и Кутузовское водохранилища. Хотя «РИА Новости Крым» назвали это обстоятельство «переломным моментом», в Симферополе, Ялте и других городах и районах полуострова продолжают действовать графики подачи воды по несколько часов в день, при этом активно эксплуатируются подземные источники. В свою очередь, украинские власти настаивают на том, что подача воды по Северо-Крымскому каналу может возобновиться только после деоккупации полуострова. О том, ждать ли крымчанам перелома в засухе, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Специалист геоинформационных систем Мирового центра данных по геоинформатике и устойчивому развитию, старший преподаватель кафедры географии Таврического национального университета Сергей Гапон высказал Крым.Реалии мнение, что о существенном переломе ситуации с водой говорить пока не приходится.
– В начала года ситуация по водохранилищам была прежняя, уровень воды постепенно продолжал падать. В последние дни, после серии осадков, можно заметить, что он либо не падает, либо едва заметно поднялся. Сейчас почти весь Крым покрыт снегом, в горах уровень покрова весьма внушительный, но пока он не тает, так что пока ни о каком переломном моменте говорить не стоит. Он может наступить или не наступить только после массового таяния в горах. Но, по нашей оценке, даже если весь нынешний снег полностью растает, он не сможет значительным образом наполнить водохранилища, поскольку осадки выпадали лишь непродолжительный период. Чтобы был эффект, снег и дожди должны идти на протяжении всей зимы, и тогда весной будет надежда, что источники наполнятся. Сейчас это только первый шаг из 10-15 шагов.
Между тем климатолог, доцент агротехнологической академии созданного Россией на базе ТНУ «Крымского федерального университета» Владимир Рябов спрогнозировал, что 2021 год в Крыму будет засушливым, поэтому рассчитывать на большое количество осадков даже в летний период не стоит. По словам Рябова, вовсе не исключено, что на полуостров обрушатся ливни, которые за считаные дни наполнят реки и водохранилища, однако вероятность такого развития событий оценивается в 20-30%.
Говоря о зиме, климатолог отметил, что крымские водохранилища ощутимо пополнятся только в том случае, если за одну-две недели выпадет не менее 100 миллиметров осадков, то есть двухмесячная норма. Сергей Гапон считает подобные прогнозы слишком оптимистичными.
– Математические модели показывают, что ситуация с водой в Крыму в 2021 году будет еще более плачевной, чем в 2020-м. Тот изначально имел не очень хорошие стартовые возможности: после зимы Крым вошел в весну с небольшим уровнем воды в водохранилищах, потом весна и лето были засушливыми. Каждый новый сезон приносил все меньшее количество осадков, и уровень воды все более значительно падал. Редко когда в Крыму бывало, чтобы и осенью, и зимой вода так сильно отступала от берегов во всех водохранилищах и водоемах. Если будет продолжаться в том же духе, то Крым войдет в лето 2021 года с еще более низким уровнем воды, чем было в 2020-м. При засушливом лете он упадет катастрофически, и воду нормального качества можно будет брать только из скважин, или же делать упор на опреснители и прочие фантастические вещи. Это действительно очень опасно.
Тем временем в Госкомводхозе Крыма 18 января сообщили, что намерены прекратить забор воды из Симферопольского водохранилища, то есть крымская столица практически полностью переходит на потребление воды из-под земли. Накануне жители Симферополя стали жаловаться на резкий аммиачный запах, однако в предприятии «Вода Крыма» заверили, что содержание аммиака в воде не превышает предельно допустимые концентрации, добавив, что параллельно усилят ее хлорирование.
Активист из Симферополя Алексей Ефремов подтверждает, что качество воды в городе в последнее время оставляет желать лучшего.
– Кто-то говорил, что пахнет тиной, болотом, другие говорили про йод и аммиак. Цвет ужасный – это уже даже не пиво, а шоколад, а руки после такой воды сильно пахнут, даже если вымыть их с мылом. Некоторые шутят, что на самом деле власти повторно пускают в трубы канализацию, называя это «крымоворот воды в природе». Люди часто меняют фильтры, но чаще всего просто носят из магазина покупную воду в баклажках. Страшно лишний раз прикасаться к тому, что идет из крана. При этом даже на праздники графики подачи не соблюдались. Я слежу за обсуждениями вокруг опреснительных установок: до конца января власти готовят экономические обоснования, обсуждают вопрос цены такой воды. Говорят, это будет 30 рублей за кубометр, то есть в два-три раза дороже. Будут ли люди готовы платить за это? Хватит ли электроэнергии? При нынешних проблемах все это кажется мифическими прожектами.
В Севастополе еще в начале декабря наладили забор воды для нужд города из бывшего карьера в Инкермане. В итоге ее хватило на месяц: уже в начале января корреспонденты Крым.Реалии обнаружили, что источник практически опустел. Тем не менее графики водоснабжения в Севастополе не вводили.
На христианский праздник Крещения на традиционное освящение Чернореченского водохранилища прибыл и российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев, который рассказал о планах местных властей по решению водной проблемы и призвал сохранять оптимизм:
«Важно, чтобы эта вода у нас сохранилась, сейчас в водоеме около 10 миллионов, начался приток. Каждый день воды поступает чуть больше, чем мы расходуем, с учетом мероприятий по экономии. Очевидно, что эта тенденция сейчас будет только нарастать, планируем и надеемся, что на сегодняшний день паводковый сезон принесет в наши водохранилища порядка 20 миллионов кубометров при уменьшении расходов. Уже через месяц сработают те стратегические заделы, что мы уже создали. Это водозабор на Бельбеке, который добавит еще около 10 миллионов кубометров».
Впрочем, крымский эколог Маргарита Литвиненко полагает, что российские власти Севастополя выдают желаемое за действительное.
– Поводов для оптимизма не особо много. Возьмем цифры: среднесуточное потребление воды из Чернореченского водохранилища составляло 120 тысяч кубометров в сутки. Власти сообщали, что 13 января поступило 100 тысяч кубометров – так это же меньше! Тем временем запасы в карьерах истощены: из Инкерманского брать уже перестали, а в ковшевом водозаборе на Бельбеке воды неизвестно сколько. Кроме того, в Севастополе около 10% населения проживает в селах, и они вообще не обеспечены централизованным водоснабжением – люди там зависят от осадков. Несмотря на то что власти говорят, будто последние осадки принесли нам много воды, на самом деле они всего лишь увлажнили почву. Поверхностного стока, который наполняет водохранилища, очень мало. Те 10 миллионов, которые остались в Чернореченском, это лишь на два-три миллиона больше критического запаса.
Маргарита Литвиненко со ссылкой на сообщения российских властей также указывает на то, что бурение скважин в районе Севастополя не дало желаемого результата, то есть у города не оказалось дополнительных источников воды, как у Симферополя.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)