Как севастопольцы будут жить без трудовых книжек
Сегодня день трудовой книжки. Советское правительство ввело этот документ 15 января 1919 года. А совсем недавно в России отказались от фиксации трудового пути на бумаге. Минтруд сейчас готовит приказ и о новом виде записей – о дистанционной работе. Как в разные периоды вместе с экономической ситуацией менялась трудовая книжка, узнал Олег Смирнов.
Трудовые книжки пока ещё привычного нам бумажного образца появились в Советском Союзе в 1939 году. На выдачу всем гражданам отвели меньше месяца. И одним из первых в Севастополе этот документ получил мой коллега — журналист.
Записи отражают типичную для СССР карьеру. Из Крыма он поехал работать в союзную республику — Таджикистан. Вернулся и до пенсии трудился в редакции «Славы Севастополя».
Проследить трудовой путь в архивах можно и по личным делам. Например, дело разведчицы Марии Байды. В нем малоизвестные детали послевоенной трудовой жизни Героя Советского Союза.
«И поваром была винсовхоза, и официантом. То есть не чуралась никакой работы», — говорит заместитель начальника отдела Архива Севастополя Римма Крупченко.
Работа в колхозах — другая история. Советские крестьяне получили трудовые книжки лишь в 1975 году. До 1966 им платили за трудодни при выполнении плана.
«Колхозники получали плату, грубо говоря, сельхозпродуктами и техникой. Смотрите, здесь как раз указано, — рассказывает заместитель начальника отдела Архива Севастополя Римма Крупченко, — работал за молоко, за солому, за овёс, за муку, также здесь — за мёд. И встречается здесь — он работал за вино».
В советские годы трудовую книжку рассматривали и как резюме. Работники старались не получать записей, которые портят портфолио.
«Когда человек там провинился. Он старался работодателю показать, что он не безнадёжный. И всегда работодатель находил возможность, как правило, расстараться с работником полюбовно», — поясняет начальник бюро отдела кадров Севастопольского морского завода Наталья Давыдова.
Елена Махотина в работе нашла свое призвание. Уже 34 года она красит, ремонтирует электротранспорт и помогает продлить ему жизнь. В её трудовой — приметы разного времени. Здесь и ностальгическая верность одному предприятию. С карьерным ростом от маляра до начальника ремонтных мастерских. И в 1990-е, когда службу троллейбусам вынужденно продлевали до 20 лет. И украинский период, когда с подаренных городу автобусов власти убрали надпись «Москва — морякам Севастополя».
«Подарок Москвы. Для Украины это ж не есть хорошо. Поэтому было дано указание снять эти надписи», — вспоминает начальник машинно-ремонтных мастерских «Севэлектроавтотранс им. А.С.Круподёрова» Елена Махотина.
В новое время, когда на производстве снова можно работать, а не заниматься политикой, квалификация опытных сотрудников стала на вес золота. Они обучают молодых коллег, передают накопленные навыки.
«У меня в руках трудовая книжка сотрудника, который работает с 1975 года. И таких у нас немало, — сообщает ведущий специалист по персоналу „Севэлектроавтотранс им. А.С.Круподёрова“ Анна Гуревич. — Не меняя предприятие поработали, успели поработать в трёх странах — Российской Федерации, в Украине и в Советском Союзе».
За сменой эпох в Крыму и процессами, которые ней привели, мне как журналисту повезло наблюдать. Только по трудовой я работаю корреспондентом уже почти 20 лет. Интересно, что на прошлом месте мне заполнял эту книжку тот же самый человек. Светлана Николаевна, вот теперь писать в трудовые ничего не нужно. У нас электронный вариант. Скажите, это шаг вперёд?
«Да, это шаг вперёд. На бумаге может быть плохой оттиск печати, неразборчивая запись какая-то сделана. Это потом повлияет на пенсию человека. Сейчас в электронном виде всё будет значительно лучше», — говорит бухгалтер ГТРК «Севастополь» Светлана Сидорова.
С 1 января новые бумажные книжки не заводят. Все привычные данные, кроме записей о взысканиях и поощрениях, хранятся в электронной трудовой. На порталах Госуслуг и Пенсионного фонда каждый теперь может проверить свой стаж, точность внесённых сведений и оформить пенсию.
Меняясь со временем, трудовые книжки сохраняют главное — память о том, что мы сделали, чтобы превратить свой потенциал в достижения.
Олег Смирнов, Александр Попов, Виталий Козловский