Недоступная доступная среда для инвалидов
С этим вопросом, как со статусом в социальной сети: «Все сложно». Недоступная у нас доступная среда в городе федерального значения получается. На этом можно смело и уверенно закончить, но продолжим.
В 2008 году в Российской Федерации, где инвалиды – это 10% всего населения, была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Доступная среда». Миллиарды средств выделяются на то, чтобы создать для инвалидов условия равного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, обеспечить их реабилитационными и абилитационными услугами и внести прозрачность в работу учреждений МСЭ.
А что в Севастополе? С момента принятия нашего города в состав РФ в первом направлении – создании безбарьерной среды – с одной стороны сделано немало. Административные здания и общественные пространства относительно, скорее лишь «внешне» приспособлены для доступа маломобильных граждан.
Но сами маломобильные граждане в большинстве случаев остались недовольны таким проявлением «заботы» о них. Недовольство основывалось на просто издевательских градусах наклона пандусов (злополучный Парк Победы), съездами с тротуаров, выполненных без учета рельефа, короткими поручнями вдоль пандусов, наличием ступенек посреди парковой аллеи и так далее.
И если государственные заказчики работ «хотя бы для галочки» стараются создать эту самую доступную среду, то в случаях «самостоя» частные инвесторы и вовсе наплевательски забывают про маломобильных граждан (см. реконструкцию Матросского бульвара).
По поводу общественного транспорта сама стала свидетелем отвратительной сцены в низкопольном троллейбусе, которые были закуплены, в том числе с целью доступной среды. Так, водитель троллейбуса и кондуктор громко выясняли кто же из них должен помогать колясочнику при посадке и высадке.
В итоге выяснений в приказном и уничижительном тоне они заявили инвалиду, что с ним должен быть сопровождающий, который и должен ему помогать. С целью прекращения давления и необоснованных нападок на колясочника, последнему помогли пассажиры троллейбуса.
И если инвалид не имеет возможности доехать до парка или пенсионного фонда, то и в своем дворе он вряд ли сможет подышать свежим воздухом. Главной проблемой доступности среды остается приспособление жилых зданий (многоквартирных домов) к потребностям инвалидов, ведь «путь в мир» начинается не с общественного транспорта и не с входа в административное здание, а, прежде всего, с возможности беспрепятственного входа и выхода инвалида из собственного дома в этот самый мир.
На федеральном уровне еще в 2016 году принят нормативно-правовой акт, который устанавливает порядок обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов -
Постановление правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Постановление). Согласно этому постановлению в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, к потребностям последнего, должно проводиться обследование таких помещений межведомственной комиссией соответствующего уровня, в зависимости от формы собственности дома, в котором проживает инвалид.
В состав такой комиссии должны входить, в частности: представители госжилнадзора, общественных объединений инвалидов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства.
В результате проведенного комиссией обследования может быть выделено бюджетное финансирование для установки пандусов, изменения и переоборудования в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, помещений жилого дома, в котором проживает инвалид или же, наоборот, устанавливается факт непригодности жилого помещения для проживания инвалида и экономической нецелесообразности проведения реконструкции и капитального ремонта таких помещений.
Все так складно написано на бумаге, а что же на деле происходит в Севастополе?
Семья, проживающая в Севастополе и воспитывающая ребенка-инвалида, обратилась в СРОО «Севастопольские мамы» за юридической помощью с просьбой оказать содействие в реализации положений указанного Постановления на региональном уровне. Из ответов подведомственных правительству Севастополя структур (к которым безрезультатно обращалась семья) становится ясным, что:
- в нашем городе не принято до сих пор постановление правительства Севастополя с целью реализации на региональном уровне постановления правительства РФ от 2016 года.
- городские правительственные структуры не могут даже разобраться, в чью же компетенцию входит решение вопросов относительно приспособления жилых зданий (многоквартирных домов) к потребностям инвалидов.
Так, Госжилнадзор в своих ответах родителям ребенка-инвалида сообщил, что «такие вопросы, как обеспечение доступности жилых помещений для инвалидов, в компетенцию данного органа не входят» и перенаправил обращение родителей в департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя.
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя ответил, что и в его компетенцию также не входит обеспечение доступности жилых помещений для инвалидов, сославшись на то, что данным вопросом должна заниматься межведомственная комиссия регионального уровня, которая создается уполномоченный органом власти (правда, в своем ответе департамент труда и соцзащиты не указал каким именно органом).
Настала очередь департамента городского хозяйства, куда уже вторая структура «отфутболила» родителей ребенка-инвалида. Тамошние чиновники долго петляли в своем витиеватом чиновничьем языке, пытаясь все также сослаться на департамент труда и социальной защиты, который и должен разработать проект реализации постановления, устанавливающего порядок обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов.
Департамент общественных коммуникаций, который исходя из логики своего названия, должен организовывать эту самую коммуникацию между гражданами и правительственными структурами, тоже был озадачен обращением родителей ребенка-инвалида. И да, не мудрствуя лукаво он опять перенаправил обращение семьи для дачи ответа по существу обращения все в тот департамент труда и социальной защиты.
Круг замкнулся. Каким будет ответ правительственных «социальщиков» не трудно догадаться, так как «в их компетенцию вопросы обеспечения доступности жилых помещений для инвалидов не входят». Конец цитаты.
Какая-то чудовищно издевательская карусель получается. Пять лет в Севастополе правительственные структуры не могут разобраться, в чью же все-таки компетенцию входят вопросы обеспечения доступности жилых помещений для инвалидов. Пять лет инвалиды на колясках просто не могут выйти из дома или вывести своего ребенка инвалида на улицу потому, что чиновники из четырех департаментов не могут найти между собой того, кто проведет эту самую работу и выяснит – кто же должен решать вопросы обеспечения доступности жилых помещений для инвалидов.
О подобной ситуации кивания городских правительственных структур друг на друга относительно того, кто же должен заботиться о севастопольских детях-инвалидах, имеющих слуховую нозологию, публиковалась информация тут.
Тогда благодаря вмешательству СРОО «Севастопольские мамы» и городской прокуратуры, совместно с главой города удалось сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки.
Надеемся, что и сейчас обращение СРОО «Севастопольские мамы» от имени и по поручению родителей детей-инвалидов к губернатору Севастополя М.В. Развожаеву с просьбой разобраться в этом вопросе, поможет реализовать на региональном уровне положения постановления правительства РФ, устанавливающие порядок обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов.
Также, просим мы и севастопольскую прокуратуру вникнуть в эту ситуацию и дать правовую оценку действиям руководителей департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, Главного управления госжилнадзора г. Севастополя и департамента городского хозяйства, а возможно - и предписать одной из этих структур прекратить перекладывать свою ответственность на других, закончив эту бессмысленную и беспощадную игру в пин-понг с жалобами граждан. Ведь речь идет об инвалидах.
Р.S. Что может подтолкнуть чиновников на решение вопросов доступности среды для инвалидов? Возможно, хотя бы один день, прожить, как инвалид-колясочник: выйти из многоквартирного дома, поездить общественным транспортом, прогуляться по общественным пространствам, попробовать заглянуть внутрь административных зданий выше 1 этажа и вернуться обратно в многоквартирный дом (но это из области фантастики).
Возможно, бесконечное обращение к совести чиновников путем подачи заявлений во всевозможные инстанции (но в описываемом случае «внутренний цензор» чиновников не проснулся).
Какие ваши варианты, друзья?
Юрист СРОО "Севастопольские мамы" Елена Мечёнкина.