Как в 2020 году из-за коронавируса менялась жизнь Севастополя
Как изменила нас пандемия? Чему научила? Алёна Давыдова вспомнила, когда и какие ограничительные меры были введены из-за стремительного распространения инфекции, и как город жил в 2020 году.
Подходишь к остановке общественного транспорта, и рука сама тянется за маской. Надевать средства защиты в общественных местах – для многих из нас это уже рефлекс. Менять маску каждые два часа, перед тем, как выбросить – обработать антисептиком. Обо всех этих правилах любой обыватель теперь расскажет не хуже эксперта. А ведь ещё прошлой зимой в их необходимости многие из нас сомневались.
О том, что новая инфекция пришла в Россию, Роспотребнадзор сообщил 31 января. Первых заболевших выявили в Забайкалье и Тюменской области. В Севастополе инфицированных не было ещё два месяца, о первых пяти случаях заражения стало известно 27 марта. Те, кому поставили диагноз COVID-19, вернулись из-за границы.
В этот день на всех въездах в город установили блокпосты. Режим повышенной готовности уже был введен с 17 марта. Не работали учреждения культуры, спортивные комплексы, парикмахерские, кафе и рестораны. А с 1 апреля правительство города объявило обязательный режим самоизоляции.
Пустая площадь Нахимова, набережная Корнилова без людей – таким Севастополь мы ещё никогда не видели. Первые дни в стенах своих квартир многие восприняли как дополнительные выходные, но вскоре поняли, что это не просто: работать и отдыхать в одном помещении. А выходить только за продуктами и лекарствами в ближайший к дому магазин. Коротая время, мы вспомнили про общение с родными, записались на обучающие курсы, стали ходить в кино и театры в формате онлайн.
«Артистам пришлось немножечко перепрофилироваться в ведущих, в какой-то мере, либо даже в блогеров. Вести прямые эфиры самостоятельно, даже если кто-то стоял за кадром и помогал, режиссировал, всё равно вся основная нагрузка шла на артистов», – вспоминает специалист по связям с общественностью севастопольского Театра юного зрителя Елена Серга.
Зато такой формат работы подарил Театру юного зрителя возможность провести всероссийский фестиваль, пусть и виртуальный. Севастопольцы увидели спектакли коллективов из 10 регионов России, а постановку нашего ТЮЗа оценили зрители со всей страны.
Осваивать интернет пришлось также студентам и преподавателям. Сегодня в вузах признаются: успеваемость не упала, а те, кто совмещал учебу и работу, наоборот стали уделять лекциям больше времени. Но пандемия показала: сделать образовательный процесс полностью дистанционным – невозможно.
«Вживую – есть вживую, когда всегда видишь глаза студентов, когда читаешь и понимаешь, подходит ли этот материал, понимают они или есть вопросы, или есть какое-то недопонимание в глазах, то здесь, конечно, сразу не видно», – говорит руководитель дирекции развития образовательных программ СевГУ Ульяна Дремова.
Между тем, интернет подарил нам возможность преодолевать расстояния, не выходя из дома. Общаться, работать и получать необходимые услуги удалённо. Госструктуры тоже «ушли» в онлайн.
«Ситуация действительно тяжёлая, люди работают на пределе, соответственно департамент перестроился на новый лад. Так как ведётся большая обработка писем онлайн, соответственно, продолжительнее рабочий день у них получается», – отмечает директор департамента капитального строительства Севастополя Илларион Гапицонов.
Отдавать своё время тем, кому помощь необходима, решили многие севастопольцы. В штабе «Мы вместе» ежедневно работали до 800 человек. К доставке адресной помощи подключились все неравнодушные автомобилисты.
«После всего того, что у нас было за этот год, многие люди, став нашими волонтёрами, начали относиться по-другому к чужой беде, они начали воспринимать чужую беду, как свою», – делится координатор волонтёрского штаба «Мы вместе!» Виктория Кашлякова.
Швейные фабрики и ателье шили медицинские маски, когда в аптеках их было не достать, заводы – передавали продукты для бесплатных наборов пенсионерам и малоимущим, предприниматели на 3D принтерах печатали запчасти для аппаратов ИВЛ. Мы научились ценить труд врачей. А врачи – работать на передовой.
На протяжении всей весны в городе не фиксировали более 10 случаев заражения коронавирусом в день, и это позволило в июне отменить режим самоизоляции, а 1 июля открыть туристический сезон. Впервые все номера во всех отелях были забронированы на месяц вперёд.
«Очень много было индивидуальных экскурсионных программ в этом году. Гостями востребована программа индивидуальных экскурсионных маршрутов, портрет гостя поменялся в сторону больше семейного отдыха, индивидуального, закрытого отдыха. Такой ориентир мы будем держать и на будущий год», – рассказывает член совета общественной организации «Союз гостеприимства» Юлия Бедаш.
В Севастополе – миллионы туристов со всей России. Чтобы попасть в музеи, очереди занимали с раннего утра. Пандемия научила ценить любую возможность прогуляться по городу или выехать на природу. Лето 2020 года стало глотком свежего воздуха, мы забыли про маски и перчатки, и, видимо, напрасно. С сентября число заражённых начало расти.
Пандемия научила за считанные дни полностью перестраивать трудовой режим, отмечают работники образования. Чтобы предотвратить распространение инфекции, новый учебный год школы встретили с новым оборудованием: рециркуляторами и дозаторами для антисептиков, а также новым расписанием: для каждого класса свой кабинет и свой график звонков. Особые меры безопасности в торговых центрах, госорганах. Учреждения культуры – закрыты. К ноябрю число заражённых возросло до 60-80 человек в день. 11 декабря в город поступила первая партия вакцины. Прививки сделали медработникам.
«Была небольшая температура — 37, но она буквально держалась один день, лёгкая головная боль была, но тоже держалась она недолго. Я считаю, что лучше один день перетерпеть головную боль и температуру, чем впоследствии перенести коронавирус», – говорит старшая медицинская сестра поликлиники №3 Юлия Офицерова.
«Те данные, которые на сегодняшний день предварительно мы имеем от министерства здравоохранения, в январе, скорее всего, мы начнём вакцинировать, после праздников, естественно. Начнём ещё вакцинировать и педагогический состав, дальше всё будет зависеть от того, какими объёмами будет поступать вакцина в город Севастополь», – рассказал главный внештатный эпидемиолог департамента здравоохранения Севастополя Сергей Грыга.
Как скоро завершится пандемия, и сможем ли мы вернуться к прежней жизни без масок и антисептиков в кармане – на этот вопрос ответа не даст никто. Но пандемия преподнесла каждому из нас немало уроков. Мы поняли, что обстоятельства не изменить, но своё отношение к ним иногда изменить необходимо.
Алена Давыдова, Сергей Буторин