Казачий спецназ - пластуны Кавказского линейного казачьего войска
С начала 19 века и вплоть до 1830-х годов внутриполитическая обстановка на Северном Кавказе была в принципе спокойной. В год российские вооруженные силы здесь несли потери в несколько сотен человек убитыми, раненными и попавшими в плен.
Все изменилось после того как были покорены дагестанские княжества - Каракайдацкое, Казикумыкское, Нухинское и Ширванское . Владетели этих княжеств ранее держали население в железной узде и русским в принципе надо было только поддерживать отношения сюзерена с вассалом, не вмешиваясь во внутренние дела. Но командующий отдельным Грузинским корпусом А.Ермолов своими активными действиями свел ранее имевшую место мирную политику практически на нет, восстановив против Российской империи аристократию и простых горцев.
Горцы потеряв своих властителей, попали под власть религиозных предводителей ислама суфийской направленности, которые заполнили властный вакуум. Это сразу сказалось на ухудшении ситуации на Кавказе.
В 1829 году имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммед обьявил газзават - священную войну против русских. С 1830 года осадой Грозного и Дербента, набегами на Кизляр и Владикавказ начались активные действия горцев против русской администрации.
Это сразу сказалось на боевых потерях:
Вследствие активизации боевых действий потери российской армии с 1831 по 1832 гг. составили убитыми и ранеными 4 665 человек - Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время кавказско-горской, персидских, турецких войн и в Закаспийском крае. Тифлис, 1901. С. 128.
Внезапные и быстрые налеты горцев потребовали от русской армии необходимости полностью поменять тактику боя, которая строилась на линейной основе - походном порядке, линейном построении, отсутствие порядка развертывания в боевые порядки специально в горной местности.
Первыми к боевым условиям в условиях партизанской войны приспособились казаки Кавказского линейного казачьего войска, входившие в состав Грузинского корпуса.
Это наверное единственное казачье войско, которое в большинстве своем состояло не из потомственных казаков, а из крестьян, бывших солдат и инородцев-горцев. Различными льготами (освобождение от податей) их привлекали на заселение казачьих станиц. Благодаря этому количество казачьих полков было доведено до 19, а количество мужского населения в станицах составляло 90 тысяч человек в 40-х годах 19 века.
Постоянные нападения горцев создали из линейных казаков-бывших крестьян весьма боеспособные части
Долгая Кавказская война выработала совершенно особый тип линейного казака, отличный от казаков других войск. Линейный казак непревзойденно владел искусством верховой езды, мастерски обращался с оружием, был прекрасным следопытом и разведчиком. К этому еще можно добавить высокую дисциплину казаков и почитание своих командиров. В линейных полках появился совершенно необычный тип казака - пластуна (казака-пехотинца), снискавшего себе заслуженную славу лучшего разведчика и отличного стрелка - монография Н.Николаенко КАВКАЗСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО НА ЗАЩИТЕ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ РОССИИ (1832–1860 ГГ. )
По своим боевым качествам кавказские казаки превосходили даже донских казаков. Именно по опыту кавказских пластунов и стали создаваться аналогичные боевые части в других казачьих войсках.
Хоть пластуны известны еще с времен запорожского казачества (был даже целый Пластунский курень на Кубани), но организационную оформленность они приобрели именно в составе Кавказского линейного казачества.
По кордонным линиям главными стражами стали пластуны. Они были разбросаны по всем постам и кордонам, неся службу на переднем крае. В засадах и секретах они лежали «пластуном», отсюда и получили свое название - Сухарев Ю.Ф. Лазоревый цвет: Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001.
Пластуны могли как организовать засаду, так и уйти от засады "сухими из воды". Помогали им в этом умение вести многочасовый огневой бой, маневрируя и не позволяя зайти себе во фланг и тыл. Да и умение действовать в составе небольших групп в 3-5 человек существенно облегчало задачу, позволяя прикрывать друг другу спину и просачиваться, используя любые возможности в рельефе местности.
Также им помогало легко скрыться от противника то, что пластуны обычно бывали одеты в горскую одежду и практически были неотличимы от горцев, зная их язык и привычки, а часто и сами будучи представителями горских народов.
А уж умение снять часового, произвести точный выстрел по движущейся цели в горах, и определить по следам сколько и куда движется человек было обязательным индивидуальным умением каждого пластуна.
Одним из главных достоинств пластунов была «прекрасная стрельба – на шум животного, на хруст в зарослях, на вспышку выстрела» - Остапенко А.И. Памятка Терского казака. Ессентуки, 2001. С. 67.