В Севастополе хотят пересчитать отцов-одиночек
В Севастополе официально зарегистрировано почти 3800 одиноких мам. А вот количество отцов, которые воспитывают своих детей без жён, неизвестно никому. Такой статистики просто нет. Между тем, мужчины чаще, чем женщины, сталкиваются с трудностями: порой им в судах приходится доказывать свое право на государственную поддержку семьи. Поэтому в городе набирает обороты проект «Наставник», участники которого помогают детям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Репортаж Оксаны Колесниковой.
В этой машине, припаркованной у бывшего общежития на Флагманской 4, долгожданный подарок от Деда Мороза: новая двухъярусная кровать для двух братьев 7 и 8 лет, Арама и Самвела.
«Был рейд, мы проходили по таким неполноценным семьям, где отцы-одиночки. Смотрели как живут, чем живут. Увидели, что есть проблема. Не было кроваток, точнее кроватки были маленькие совсем. Ну, вот совет отцов принял решение помочь, купили кроватки», – рассказывает заместитель председателя совета отцов Андрей Падяж.
Кто и где теперь будет спать, зависит только от везения. В спорные моменты братьев-первоклассников выручает игра «Су-Е-Фа».
Мальчики показывают свою старую детскую кровать. Говорят: спать в ней было тесно, а играть или смотреть что-то вместе – просто невозможно.
У Арама и Самвела от мамы осталась только фамилия – Нерсисян. В 2014 году женщина оставила семью и уехала в Грузию. С детьми не общалась уже шесть лет, суд лишил её родительских прав. Все заботы по воспитанию мальчиков взял на себя их отец. С 2006 года Саркис Ильин служит в оркестре Штаба Черноморского Флота, играет на тромбоне. Мужчина благодарит всех за помощь и надеется, что на проблемы отцов-одиночек обратят внимание власти и всё-таки выдадут его семье положенный при рождении двоих детей материнский капитал.
«Мы ничем не отличаемся от матерей-одиночек, мы такие же родители, такие же законные представители, и я думаю, что на материнский капитал, в котором мне отказывают и, наверное, не только, а может и многим отцам, которые сами воспитывают детей, мы тоже имеем право», – считает Саркис Ильин.
Причина отказа в выдаче маткапитала – на момент рождения детей в 2012-ом и 2013 годах их мама не была гражданкой России. Севастополь тогда ещё не вернулся в «родную гавань». При этом у Саркиса гражданство нашей страны было и до Русской весны. А в 2014 году все документы уже получили и дети. Уполномоченный по правам ребёнка Марина Песчанская говорит, что отказы в социальной поддержке отцам – это не единичный случай. Единственный выход здесь – поднимать вопрос на федеральном уровне.
«Будем обращаться к Анне Юрьевне Кузнецовой, ведь мы уже однажды решили вопрос, где не давали материнский капитал женщинам, которые умерли по разным причинам. Но именно Анна Юрьевна обратилась к Президенту Владимиру Путину, добилась того, чтобы внесли изменения в закон и эти семьи получили материнский капитал», – говорит уполномоченный по правам ребёнка в Севастополе Марина Песчанская.
Сколько сегодня в Севастополе отцов-одиночек неизвестно – такую статистику не ведут ни школы, ни опека. Обычно о них узнают, только когда семья попадает в какую-то сложную ситуацию. В Совете отцов просят откликнуться всех пап, которые воспитывают своих детей сами. Их готовы поддержать. И словом и делом.
Но помощь нужна не только родителям-одиночкам, но и детям из неполных семей. Нередко психологическая. Дружеская мужская поддержка, если ребёнка воспитывает одна мама. И женское тепло, если рядом только отец. В Севастополе сейчас набирают людей в проект «Наставник», где взрослые на добровольных началах помогают подросткам. Занятия по психологии проходят несколько раз в неделю. Здесь подробно объясняют, в каком возрасте с какими проблемами могут сталкиваться дети. К примеру, если девочка осталась в семье без мамы.
«И вот на эту девочку-подростка ложится вся женская работа. Это не только пойти поесть приготовить, я её спрашиваю, кто убирает – я, кто готовит – я, кто белье меняет? Я понимаю, есть стиральная машина, но всё равно это обязанность. Ребенок в 12-14 лет не может нести ответственность за семью», – подчёркивает психолог Ирина Соколова.
У Дмитрия Мухина трое детей, скоро он в пятый раз станет дедушкой, но любовью и заботой готов делиться не только со своей семьей. Говорит, главное понять, о чём мечтает ребёнок, увидеть его сильные стороны и помочь раскрыться.
«Надо почувствовать человека, почувствовать нужды и надо его уважать. Я 17 лет был директором лагерей подростковых и то, что мне помогало – это искреннее уважение к ребятам. Когда вровень с ними, когда не смотришь свысока», – делится Дмитрий Мухин.
Он будет наставником у 16-летнего парня, ровесника его младшего сына. Семья не против, там уже планируют, как все вместе будут пить дома чай и играть в настольные игры.
«Часть детей, которые не имеют родителей, они нуждаются в поддержке, в помощи и понимании, что у них есть такой человек, которому они могут позвонить в любое время, порадоваться о своих достижениях совместно, рассказать о своих сложностях. И здесь как родители детям всегда дают совет, всегда оказывают помощь», – отмечает уполномоченный по правам ребёнка в Севастополе Марина Песчанская.
Группы наставников в эти предновогодние дни впервые встретятся со своими подопечными. Помочь подросткам может каждый неравнодушный человек. Чтобы присоединиться к проекту, нужно обратиться к уполномоченному по правам ребёнка в Севастополе.
Оксана Колесникова, Александр Соловьев