Крым: от курорта для избранных к всероссийской здравнице
21 декабря 1920 года Владимир Ульянов (Ленин) подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Как бы мы ни относились к вождю мирового пролетариата в частности и к большевикам в целом, нужно признать: именно их стараниями полуостров превратился из элитарного курорта во всесоюзную здравницу, где хотя бы раз в жизни отдыхал или лечился каждый гражданин СССР.
Брат-2«Благодаря освобождению Крыма Красной Армией от господства Врангеля и белогвардейцев открылась возможность использовать целебные свойства Крымского побережья для лечения и восстановления трудоспособности рабочих, крестьян и всех трудящихся всех советских республик, а также для рабочих других стран, направляемых Международным советом профсоюзов» в «санатории и курорты Крыма, бывшие раньше привилегией крупной буржуазии», — говорилось в ленинском декрете.
Буквально через несколько дней после его публикации в Симферополе было создано Центральное управление курортами Крыма, которое возглавил младший брат Ленина — профессиональный врач Дмитрий Ульянов. Он знал о целебных возможностях полуострова не понаслышке. Впервые попав в Крым еще в 1911 году для лечения сломанной ноги и вывихнутой ключицы, он потом работал врачом в Феодосии и в Севастополе. Пик его политической карьеры пришелся на май 1919-го, когда Дмитрий Ильич ненадолго возглавил правительство Крымской Советской Социалистической Республики. После разгрома врангелевцев он получил более скромный портфель руководителя крымских курортов и проработал в этой роли до декабря 1921 года.
Начатое братьями Ульяновыми дело по превращению Крыма во всесоюзную здравницу успешно развивалось. Как и говорилось в ленинском декрете, прекрасные дачи и особняки, которыми раньше пользовались помещики и капиталисты, дворцы бывших царей и великих князей были использованы под санатории и здравницы для рабочих и крестьян. Апофеозом стало открытие в 1925 году крестьянского санатория в бывшем царском дворце в Ливадии.
«Вновь прибывшие в санатории были робки в своих движениях, несмело садились на краешки стульев и диванов, рассказывали о том, как, собираясь в дальний путь из Костромской, Ульяновской и Архангельской областей, из Грузии и Узбекистана, с Урала, сушили сухари, продавали скудные пожитки — не верилось, что лечение будет бесплатным, — писала газета «Красный Крым» в репортаже об открытии удивительной здравницы. — «Очень мы Советской власти благодарствуем», — говорили крестьяне, дивившиеся праздничному фейерверку в день открытия, морю, паркам, экскурсиям, обстановке, обедам в царской столовой, библиотеке императора и музею с вещами царской семьи, лечебным процедурам».
О темпах развития крымских курортов в первые послереволюционные годы свидетельствуют цифры: к началу Великой Отечественной войны на полуострове прошло лечение около трех с половиной миллионов советских граждан.
Из грязи в князиКонечно, всесоюзная здравница в Крыму возникла не на пустом месте. Первая курортная лечебница открылась вовсе не на Южном берегу, не в Ялте, а в небольшой деревне на западном побережье полуострова с не очень благозвучным для русского уха названием — Саки. В далеком 1827 году. Среди тех, кто испытал на себе чудодейственные свойства лечебных сакских грязей, писатель Николай Гоголь, флотоводцы — адмиралы Лазарев, Корнилов, Макаров, члены императорской семьи. При советской власти в Саках была открыта целая сеть санаториев, использующих целебную грязь. В «украинские годы» эти здравницы с трудом сводили концы с концами, а сегодня вновь с уверенностью смотрят в будущее.
Со второй половины XIX века Крым становится крупнейшим российским центром по лечению туберкулеза. Тогда эта болезнь буквально выкашивала Европу — хуже нынешнего коронавируса. Смертность от туберкулеза составляла до 25 процентов всех летальных случаев. В России в начале XX века насчитывалось около двух с половиной миллионов чахоточных больных, из которых ежегодно умирало 300-500 тысяч человек.
До открытия антибиотиков единственным более или менее эффективным средством борьбы с туберкулезом были естественные методы лечения — мягкий климат, горный или морской воздух, усиленное питание продуктами, богатыми витаминами. Именно поэтому в Крым среди многих прочих переехал и прожил здесь последние годы своей жизни Чехов.
Один из первых в Европе противотуберкулезных санаториев был открыт в Крыму в 1899 году. По инициативе княгини Марии Барятинской на участке, пожалованном Николаем II, была заложена «Ялтинская санатория в память Императора Александра III». На протяжении нескольких десятилетий Южный берег полуострова был по преимуществу курортом как раз для туберкулезных больных.
В 1922-м в Ялте был открыт Государственный туберкулезный институт, ставший одним из центров, где закладывались основы советской легочной хирургии. В исследованиях, проведенных в стенах этого научного учреждения, и в Институте физических методов лечения имени И. М. Сеченова, созданном еще в 1914 году в Севастополе и затем переведенном в Ялту, отразились основные этапы развития физиотерапии и курортологии. Кстати, именно в туберкулезном санатории, в Алупке, работал… добрый доктор Айболит, ну или точнее его прототип Петр Васильевич Изергин. Он лечил дочь Корнея Чуковского, и по одной из версий именно знакомство с ним натолкнуло писателя на создание классического литературного персонажа.
Не было бы счастья, да несчастье помоглоПо мнению врачей, лечебный потенциал Крыма не уступает, а часто и превосходит потенциал самых известных зарубежных курортов. Это касается, например, тех же крымских грязей, превосходящих широко разрекламированные грязи Мертвого моря, — вот уж воистину нет пророка в своем отечестве.
Это наша давняя и не лучшая традиция. «Крымские курорты развивались в атмосфере постоянной, жесткой и заведомо неравнозначной конкуренции с западными лечебными местностями, — рассказал «Парламентской газете» директор Центрального музея Тавриды, автор книги «Русская Ривьера» Андрей Мальгин. — В течение всей второй половины XIX и начала XX века значительное количество наиболее богатых русских людей предпочитало именно европейские курорты. Согласно данным начала XX века, из 180-190 тысяч отечественных больных, которые пользовались ежегодно курортным лечением, 100 тысяч выезжало для лечения за границу и лишь 80-90 тысяч ехало в Крым и на Кавказ».
В литературе начала XX века господствовало представление об огромных средствах (150-200 миллионах рублей ежегодно), уплывавших из России за границу в виде платы за отдых и лечение на Итальянской и Французской Ривьере, в Ницце, Монте-Карло, Карлсбаде. О том, что своим процветанием многие иностранные курорты обязаны русским деньгам. С тех пор прошло больше столетия, а ситуация во многом остается прежней, во всяком случае в том, что касается наших хорошо обеспеченных соотечественников.
Тут, правда, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия закрыла на неопределенное время госграницы, дав толчок развитию как внутреннего туризма, так и внутренних курортов. Среди прочего, это имеет важное экономическое значение для Крыма, стремящегося стать круглогодичным курортом.
Новое слово«На федеральном уровне в этом году были внедрены совершенно новые, понятные и прозрачные меры поддержки туристической отрасли, — рассказал «Парламентской газете» министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко. - Новым словом в развитии внутреннего туризма стала программа стимулирования доступных внутренних туристских поездок. На первом этапе программы Крым оказался одним из самых популярных направлений. За неделю продаж было куплено 1125 путевок в 79 крымских отелей».
Во втором этапе программы принимают участие 11 крымских туроператоров и 85 объектов размещения, в том числе 14 санаториев.
«Наша цель — повысить качество сервиса, в том числе за счет создания условий для конкуренции между средствами размещения, — констатировал министр. — В ближайшие пару лет нужно или запустить здравницы, сейчас законсервированные, или построить новые, чтобы получить дополнительно 4-5 тысяч номеров. Конкуренция — это единственный эволюционный способ повышения качества сервиса и снижения цен».
Кроме того, считает он, это существенно улучшит экономическую ситуацию, объединит много смежных областей и позволит развиваться общепиту, экскурсионной и транспортной деятельности.
«Перспективы у крымской туротрасли и в следующем году, и в более долгой перспективе очень большие, — отметил Вадим Волченко. — Для нашего региона туристическое направление является стратегическим, а разработка отдельного национального проекта позволит синхронизировать усилия с точки зрения снятия инфраструктурных ограничений, улучшения логистики, развития здоровой конкуренции и, соответственно, повышения уровня качества».
По данным министерства курортов и туризма Крыма, летом 2020 года в регионе функционировало 832 средства размещения, из них 73 санатория. В ноябре, после окончания пляжного сезона, осталось работать 367 средств размещения, из них 71 санаторий. Уже из этого видно, что именно санатории как лечебные учреждения продолжают работать, а значит, приносить доход и после окончания пляжного сезона. В конце ноября ряд санаториев в Саках и Евпатории были загружены на 80-90 процентов.
Специализация на реабилитации после COVID-19Пандемия породила новое лечебно-оздоровительное направление, и несколько здравниц уже разработали курсы, направленные на реабилитацию больных после коронавируса. «Крым с царских времен является традиционным курортом по лечению и реабилитации заболеваний дыхательных путей, а это как раз то, что сейчас актуально для страны на фоне пандемии», — говорит Вадим Волченко.
По его мнению, сейчас максимально востребованными будут как раз специализированные программы по реабилитации после перенесенной коронавирусной инфекции, которые нужно разрабатывать на базе научно-исследовательских медицинских институтов. Одновременно, полагает министр, необходимо создать механизмы субсидирования отдыха, оздоровления и реабилитации тех, кто соприкасался с коронавирусной инфекцией по долгу службы, среди них: врачи, средний и младший медперсонал, сотрудники органов правопорядка, соцработники и преподаватели.
В число победителей конкурса Ростуризма на грантовую поддержку проектов по развитию внутреннего и въездного туризма от Республики Крым вошло 47 проектов на общую сумму порядка 130 миллионов рублей. Некоторые из них направлены как раз на приобретение оборудования для реализации программ реабилитации после коронавируса, пневмонии, других заболеваний дыхательных органов.
Уникальность Крыма во многом определяется именно его лечебным потенциалом. Полуостров ни в коем случае нельзя превратить в огромный пляж. В конце концов, живописных приморских регионов, где можно погреться на солнышке и искупаться, в мире огромное количество, а вот регионов, где было бы сосредоточено такое количество здравниц, специализирующихся на лечении едва ли не всех недугов, — нет или почти нет. В этом огромное конкурентное преимущество Крыма и перед Антальей, и перед Египтом, и перед Таиландом, и перед абсолютным большинством других популярных курортов, которые на самом-то деле и не курорты в прямом смысле этого слова. Потому что курорт переводится с немецкого как «лечебное место».