Что думают севастопольцы о реконструкции набережной в Балаклаве
Проект яхтенной марины в Балаклаве поступил на рассмотрение специалистов Главгосэкспертизы России. Он предусматривает реконструкцию причалов, набережных и улиц, создание единой прогулочной зоны длиной около трёх километров, строительство инженерных сооружений, в том числе очистных. На сайте правительства Севастополя сейчас проходят общественные обсуждения о планировке и межеванию бухты. Не удивительно, что мнения местных жителей разные. Их выслушала Вероника Андреева.
Настоящее и будущее Балаклавы. Три километра непрерывной прогулочной зоны вокруг бухты. Такой её видят разработчики проекта яхтенной марины. Ожидания у жителей города – конечно, эстетические, но и экономические.
«Здесь станет лучше сама техническая оснащённость, то есть новые причалы, соответственно, катера высшего уровня, яхты: привлечёт это больше туристов, соответственно, повлияет и на наш доход, как капитанов», – делится капитан маломерного судна Игорь Лось.
Балаклаву нужно привести в порядок – с этим мнением согласны и другие капитаны и владельцы судов. Но зонирование должно быть грамотным: небольшая площадь бухты не дает права на ошибку. Ошибочным Олег Жуков называет решение сделать пассажирский причал не возле городского пляжа, как сейчас, а на территории бывшего завода «Металлист». Таким образом катеру вместо прохождения короткого плеча от входа в бухту, придется проделать путь сквозь всю гавань.
«Это очевидно ухудшит логистику, создаст дополнительную нагрузку, напряжение в судоходстве. бухта – это узкость. Она не такая большая, ширина бухты – 200-400 метров. Лучше вернуться к исторически сложившемуся. А там, где сейчас находятся остатки завода Металлист, – там рационально разместить зону технического обслуживания яхт, место спуска судов, катеров на воду. Краны, соответствующая инфраструктура и эти вещи должны быть разнесены», – рассказывает владелец катера Олег Жуков.
Пока же на этом месте идут проектно-изыскательские работы. Все новые причалы будут на сваях. Но прежде дно очистят и углубят.
Увеличится и количество мест для стоянки водного транспорта. Сейчас в сезон в бухте швартуются 450-500 судов от «яликов» до яхт. После реализации проекта смогут 600. Конечно, у тех, кто работает сейчас возникает вопрос: а как это отразится на стоимости аренды?
«Мы не собираемся увеличивать стоимость. А для тех, кто, например, у нас есть категория сейчас – это наши небольшие суда, но, при этом, не ведущие коммерческую деятельность. Вот у них как была такая самая низкая оплата, так это и останется. Никто не собирается не то, что не вытеснять, а даже никто не собирается сейчас с тех мест, которые они используют, перемещать», – объясняет заместитель губернатора г. Севастополя Мария Литовко.
Основную прибыль планируют получать от стоянки транзитных яхт. Налоговые поступления обеспечат новые гостиницы и отели. Но на их строительство конкретных планов нет. Семь миллиардов, заложенные в федеральную целевую программу на реализацию проекта марины, пойдут, прежде всего, на создание инфраструктуры: чтобы сделать Балаклаву привлекательной для инвесторов.
«Чтобы к нам приезжали не экскурсанты, которые пользуются несколько часов нашей инфраструктурой, а чтобы они оставались и на ночь. Средний чек такого туриста – минимум в три раза выше», – рассказывает заместитель губернатора г. Севастополя Мария Литовко.
Объекты культурного наследия, а их больше 20, планируют реконструировать и реставрировать постепенно. Пока средства заложены на одно здание – бывшую водолечебницу. Менее известное учреждение долгие годы скрывал забор рудоуправления. В открытых источниках есть только одна фотография 1944 года. Сейчас сохранилось лишь несколько элементов, выдающих изначальный мавританский стиль здания. В проекте на этом месте планируется возведение учебного центра.
В 80-е годы 19 века земельный участок (тогда с грязевым бассейном) арендовал Казимир Скирмунт. Он создал лечебницу на 12 коек. В планах было создание крупного специализированного курорта. Но им не суждено было сбыться: после революции лечебницу национализировали. А Балаклавские грязи уже нельзя было использовать: выше залежей построили рудоуправление, а его отходы начали стекать в бухту.
Сейчас в бухту и за ее пределы сливают канализационные стоки. И ключевой момент проекта – инженерные сети всех видов, в том числе очистные сооружения. А ещё – специальный приемник для так называемых черных и серых вод, которые сейчас тоже попадают в море с яхт.
Есть ещё один вопрос, который не находится в плоскости проекта, но так же важен для его успешной реализации – это правила перемещения вдоль севастопольского побережья, считает Василий Калмыков. Сейчас свободно можно передвигаться от мыса Айя до Фиолента, дальше – обязательно согласование с таможней.
«Вот если я хочу полететь за границу – проблем никаких, но если я сажусь на катер и иду вокруг побережья из одной бухты в другую, я уже преступник, я должен согласовывать, не дай Бог отклонюсь, время просрочу или что-то... В черте города поделили нас на какие-то зоны... По берегу, пожалуйста, на Фиолент, а по воде на расстоянии одной мили от берега – нельзя, в черте одного города», – удивляется владелец катера Василий Калмыков.
Еще одно направление в реализации проекта – дороги и парковки. Небольшое количество мест для стоянки отмечают пользователи социальных сетей. В профиле губернатора пост о проекте собрал самое большое количество комментариев за месяц. Здесь люди также пишут о грамотном зонировании территории:
«Хотим не только яхты в Балаклаве видеть ,но и каяки», – делится пользователь slnsevas.
«Пожалуйста, озелените вечно-зелеными субтропическими растениями: китайская веерная пальма, лавровишня, мушмула, кипарисы, олеандры, магнолии», – просит юзер tikhonsinitsyn.
«Зачем "дублировать" в балаклаве архитектуру Севастополя....(Матросский клуб, гостиница Севастополь,....) шпили, колонны...? Балаклава она другая! Она милая, уютная....», – пишет voytovich_0lga.
Мнения горожан о проекте, порой, противоположные. Как и в жизни.
«Да, есть люди, которые говорят: «тут у вас самобытность какая-то сохранилась». Другие приходят: «вы знаете, это просто убогость, а не самобытность», сколько людей приезжающих, которые бывали за границей...да, надо поднимать уровень, это безусловно», – рассказывает владелец катера Василий Калмыков.
Звучат и предложения о спортивных площадках и даже детской школе яхтинга. Кажется, основные дискуссии идут как раз в социальных сетях. Возможно, причина в том, что документы, размещенные на площадке онлайн-обсуждений, не профессионалу понять сложно без пояснительной записки. За неделю с момента публикации проекты просмотрело в сумме почти 7 тысяч человек. Но в строке предложений стоит ноль. Однако снования для внесения изменений в проект дают комментарии, оставленные официально. И для их высказывания у севастопольцев есть еще пять дней.
Вероника Андреева, Александр Попов, Анастасия Пипенко