Как адмирал Лихачев прорубал окно в Китай для русского флота
Дипломат, флотоводец, военно-морской писатель и первопроходец. Это все о вице-адмирале русского флота Иване Федоровиче Лихачеве. Он храбро сражался в годы Крымской войны, не давая француза и англичанам прорваться к базе Черноморского флота в Севастополе. Именно он стоял у истоков российского броненосного флота и представлял Российскую державу в Британской империи. Заслугой Лихачева стали и его заботы об укреплении позиций России на границах с Китаем и на Тихоокеанском побережье, который в 19 веке казался в туманном Петербурге загадкой. Пути туда были во многом неведомы.
Лихачев, как и многие славные русские мореплаватели, закончил Морской кадетский корпус. Их его стен он был выпущен на службу на кораблях Балтийского флота, затем оказался на флоте Черноморском.
Осенью 1948 года Лихачев прошел школу кругосветного плавания, побывал на Камчатке и в Русской Америке. Сначала он исполнял обязанности старшего офицера, а затем командира корвета «Оливуца». Он хорошо знал теперь тихоокеанский регион. С началом Крымской войны Лихачев был направлен на защиту Севастополя. Вскоре он стал флаг-офицером (начальником штаба) Корнилова. Накануне оставления Севастополя (26 августа 1855 года), будучи уже капитаном 2 ранга, Иван Федорович был тяжело контужен. 30-летний офицер за подвиги в Севастополе был удостоен двух орденов, получил чин капитана 1 ранга.
На побережье, в местах, где поднимется город и порт Владивосток
Укрепились и служебные связи талантливого морского командира. 10 марта 1858 года его Лихачев получил назначение адъютантом Генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, руководившего российским морским министерством. Флот переживал реформы, обновлял свою материальную базу, переходил от паруса к пару. Лихачев заботился о поддержании в порядке русских портов на Балтике, побывал в приморских городах Средиземноморья, изучал акватории Китайского и Японского морей.
Крымская война заставило царское правительство искать для флота новые пути. Война показала, что из Балтийского и Черного морей выход может быть блокирован иностранными державами. Обращалось внимание на малоизученные дальневосточные моря, откуда можно было выходить в Мировой океан. Лихачев считал важным создавать флот на Дальнем Востоке. В 1858-1860 годах, когда Англия и Франция бросили войска в Китай. Начиналась эпоха опиумных войн. И.Ф. Лихачев опасался, что европейцы смогут обосноваться и на побережье Уссурийского края. Необходимо было немедленно усиливать оборону России на Востоке.
В это время русский посланник Н.П. Игнатьев вел трудные переговоры в столице Китая по территориальному вопросу. Айгунский договор 1858 года определил границу между Китаем и Россией по Амуру, а Уссурийский край оставался в общем владении. В 1859 году в этих местах побывал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Он назвал залив Посьета «одной из лучших гаваней в свете». Не хотелось бы захватывать лишнего, но необходимо — в бухте Посьета есть такая прекрасная гавань (Новгородская), что англичане непременно захватят ее, писал он в Петербург.
Правительство Китая не хотело идти навстречу России. Русские дипломаты поняли, что надо показать несговорчивому оппоненту силу. Была создана эскадра под командованием И.Ф. Лихачева. Она вышла в японский порт Хакодате. Там ждали адмирала транспорт «Японец» и клипер «Джигит».
Лихачев на транспорте «Японец» вечером 11 апреля 1860 года пришел в залив Посьета. Он хотел предупредить появление тут англичан. Адмирал объявил Новгородскую гавань территорией Российской империи. Был построен пост, где разместился крошечный гарнизон. Над строением развевался русский стяг. Такой жест означал, что все побережья залива Петра Великого с Владивостоком и заливом Посьета становилось русской землей. Лихачев действовал слишком смело, ведь он не согласовывал свои шаги с Петербургом. Но он поступал так, как подсказывало ему патриотическое чувство, забота об интересах своей страны.
Британский флот становился на Дальнем Востоке все сильнее
Правда, опасения соратников адмирала не подтвердились. Император Александр II высказал благоволение адмиралу за его смелые и решительные действия на Дальнем Востоке. С присоединением новых территорий открылось окно в Китай. В конце апреля 1860 года в Печилийском заливе у порта Таку, от которого до Пекина было всего 150 верст, закончилось формирование русской эскадры. В ее составе были фрегат «Светлана», три клипера, корвет «Посадник», транспорт «Японец». Сильная эскадра прибавила почтения китайцам. Они согласились на заключение Пекинского договора 2 ноября 1860 года.
Этот дипломатический документ закреплял современные границы между Россией и Китаем по рекам Амуру и Уссури. Все побережье Приморья до границы с Кореей считалось теперь русской территорией. На береговой линии были построены порты Владивосток (основан в 1897 г.), Ванино (1943 г.), Находка (1947 г.). После подписания Пекинского договора Россия стала великой Тихоокеанской державой. И заслуга в этом вице-адмирала Лихачева была самой весомой.
После Китая Лихачев обратил внимание на Японию. Привлекал остров Цусима. Тут можно было построить русскую военно-морскую базу. Японское море является морем внутренним. Всего три пролива соединяют его с океаном – Лаперуза, Сангарский и Корейский. Из них Корейский является самым важным, через него идут основные пути в Японию и Китай. Крепость на острове Цусима могла бы контролировать все пути. Гавань тут никогда не замерзала. Это была хорошая стоянка для русских кораблей.
Европейские державы старались превратить Китай в колонию
На Цусиме появились англичане. Они могли основать тут свою факторию вроде Гонконга. Лихачев немедленно отправил к острову корвет «Посадник». В марте 1861 года русские имели все шансы закрепиться у Японских островов. Но англичане заявили резкий протест. Александр II не захотел новой войны с британцами. Такое решение станет роковым для судеб русского флота в войну 1904-05 годов.
После бурной деятельности на Дальнем Востоке Лихачев не менее активно строил русский броненосный флот. Он прилагал усилия для выработки первых уставов нового флота. А потом морскую практику сменила дипломатическая. Адмирал выполнял обязанности российского военно-морского атташе в Англии и Франции, изучал новинки флотов мира. Отставка адмирала была принята царем в 1883 году. На покое заслуженный деятель русского флота стал писателем, сочинял статьи для морских журналов, высказывал свои взгляды. Много переводил трудов иностранных военно-морских теоретиков, мореплавателей. Например, в статье «Служба генерального штаба во флоте» им была обоснована необходимость флотского генерального штаба и обозначены основные сферы его деятельности. Дожил Иван Федорович до войны с Японией, умер 15 ноября 1907 года в Париже. Тело адмирала доставили на родину и захоронили в мужском монастыре города Свияжска под Казанью.
Источники:
- Житков К.Г. Вице-адмирал Иван Федорович Лихачев. СПб. 1912 г.
- Болгурцев Б.Н. Забытый адмирал. «Гангут». Выпуск 16, 1998 г.
- Толстова Л. Духовное наследие вице-адмирала И.Ф. Лихачёва. «Морской сборник» № 10, 2013 г.
Источник: https://armflot.ru/flot/1970-kak-admiral-likhachev-prorubal-...