В деталях массового расстрела мирных жителей в Севастополе разбираются следователи СК
В Севастополе на Максимовой даче нашли братскую могилу жителей, казнённых фашистами во время Великой Отечественной войны. Поисковики ведут там работы в рамках всероссийского проекта. "Без срока давности" - это расследование зверств нацистов. Все находки передаются в Следственный комитет, который и расследует уголовное дела о геноциде.
Бойцы из севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» уже месяц ведут раскопки на Максимовой даче. Нашли фрагменты десятков тел. Поисковики уверены, что захоронены здесь мирные жители, расстрелянные немцами в 1942 году. Детали работ раскрывает председатель севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» Марина Гавриленко:
«Попали на ров, который абсолютно полон останков. По характеру останков можно определить, что это и пожилые жители Севастополя, и детские останки мы находили. Но сейчас Следственный комитет исследует буквально каждый фрагмент, и уже ими будут сделаны окончательные выводы».
О работе своих коллег говорит Виталий Кодряну, руководитель отдела криминалистики главного следственного управления СК РФ по Республике Крым и Севастополю:
«В настоящее время следователями и следователями-криминалистами ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю на местности проведено пять осмотров с применением современной криминалистической техники. Обнаруженные останки направлены на медико-криминалистическую экспертизу с целью установления их точного возраста, характера прижизненных повреждений и общего числа людей, кому принадлежат найденные останки».
Проект «Без срока давности» сейчас проходит во многих регионах России. Это сбор доказательств того, как зверствовали фашисты на оккупированной территории. Работы инициировали Следственный комитет, Центр по противодействию экстремизму и ФСБ. На полуострове раскопки идут под Бахчисараем и в Севастополе. Самому младшему из поисковиков 13 лет. Ярослав Худан говорит, что все кости человеческого скелета изучил ещё до того, как по школьной программе начались уроки анатомии.
«У меня много находок и немецкого, и русского с обороны Севастополя. Самая моя интересная находка — это наш русский штык, я его обработал хорошо. Можно дырочки залить, и вторую жизнь можно подарить ему».
Но в этой траншее ни оружия, ни медальонов нет. Всё говорит о том, что расстрелянные люди были мирными жителями, подтверждает и Лев Астафьев, поисковик севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг»:
«Среди останков людей, которые были расстреляны, было найдено большое количество пуль. При них особо вещей не было, разве что нательная иконка и всё».
Имен владельцев иконок и крестиков, конечно, уже не определить. Невозможно подсчитать и точное число убитых. Но восстановить цепь тех страшных событий можно. Помогут исторические факты и воспоминания очевидцев, уверена Марина Гавриленко:
«Людей сгоняли сначала на место стадиона, где современный рынок Чайка сейчас находится, а затем или колонной, или грузовиком людей пригоняли сюда, расстреливали и сбрасывали во рвы».
Работы на Максимовой даче продолжатся. После исследования этой братской могилы поисковики перейдут на соседний участок. Они предполагают, что там погребены уже военные, умершие в госпитале, который в годы войны находился в этом районе.
О том, что в Севастополе нашли могилу с расстрелянными людьми, "Вести. Севастополь" сообщили одними из первых 21 ноября.
Оксана Колесникова, Виталий Козловский