В Севастополе приватизировать проблемную землю станет проще
На этой неделе Государственная Дума продлила дачную амнистию. Она будет действовать ещё пять лет – до марта 2026 года. При этом, зарегистрировать дом по упрощённой схеме можно будет не только тем, у кого целевое назначение земли «Для ведения садоводства», но и тем, чьё жильё расположено на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Героям нашего сюжета эта новость подарила надежду. Многие севастопольцы так и не смогли приватизировать свои дачные участки. Есть ли выход из законодательного тупика – разбиралась Алёна Давыдова.Земельный участок в товариществе собственников недвижимости «Гидротехник» семья Анны Зюбро получила в 80-х годах от одного из предприятий. Начать строительство дома на нём долгое время не могли – не было средств. А два года назад решили приступить к работам и приватизировать землю. Вызвали кадастрового инженера. Оказалось, что по факту они владеют территорией площадью не четыре, а 3,5 сотки.
«Мы бы хотели бы построить тут дом, но не можем, потому что государство не даёт меньше четырёх соток приватизировать. На неприватизированной земле очень страшно сейчас построить дом, мы не сможем ввести в эксплуатацию, сделать жилым и естественно прописать, – объясняет владелец участка в товариществе собственников недвижимости «Гидротехник» Анна Зюбро. – У меня двое детей, я хочу, чтобы у детей было жильё, где они будут прописаны и иметь свою собственность какую-то».
ДИЗО отказывает Анне на основании Постановления Правительства Севастополя № 317-ПП. Согласно документу – минимальная разрешённая площадь дачного участка в городе – четыре сотки, максимальная – 10. Под норматив не попадает 10% участков в «Гидротехнике».
«В 1995 году был получен госакт на постоянное право пользования на ТСН «Гидротехник», но граница установлена не была в координатах и, соответственно, председатель, который был на тот момент, ну образно, грубо говоря, поставили колышки, распаевали участки, чётких границ не поставили в координатах. Когда уже в 2017 году у нас были работы по координатам, оказалось, что некоторые участки просто вылезают за границы нашего госакта», – рассказывает председатель правления товарищества собственников недвижимости «Гидротехник» Александра Середа.
У семьи Александра Жуева после кадастровых работ вместо четырёх – две сотки земли. Остальная территория оказалась городской. Приобретали участок в приграничной зоне товарищества по членской книжке. И уже успели построить дом.
«Колышки, стояли колышки, на всех участках, вот так по колышкам, как оно было, так и огородились. Мы висим в воздухе, мы не можем оформить даже ту землю, которая у нас есть», – делится владелец участка в товариществе собственников недвижимости «Гидротехник» Александр Жуев.
Многие жители садовых товариществ с участками меньшей площади готовы докупить недостающие сотки у государства. Но выполнить прирезку земельного участка – то есть присоединить к нему дополнительные квадратные метры может исключительно собственник, говорится в федеральном законе 150-ФЗ. Выход из этого замкнутого круга не могут найти десятки севастопольских семей.
Если после кадастрирования земли оказалось не меньше, а больше, чем по документам – ситуация не легче. Эта женщина не хочет показывать своё лицо, боится, что узаконить землю не дадут. В 2006 году она приобрела 12 соток земли, а после проверки границ площадь участка увеличилась ещё на половину сотки. Отрезать их, говорит, не может, соседи уже узаконили свои участки и установили заборы.
«Единственное, что мы можем с мужем, это просто разделить этот участок на два участка. Были на консультации в ДИЗО от союза садоводов и сказали, что в данном случае только вот таким вот способом можно сделать», – рассказывает женщина.
Если на территории других регионов точки вынесены неверно в единичных случаях, то в Севастополе это проблема массового характера, замечает кадастровый инженер Алмаз Габидуллин. Его компания проводила кадастрирование в двух сотнях садовых обществ города.
«Примерно в 60 % случаев мы границы корректировали, то есть они не соответствовали фактическим ограждениям. Здесь могут быть как технические, человеческие ошибки в каких-то расчётах, так и иногда это может быть рельеф местности сложный, когда не возможно вынести границы участка, твёрдая порода, например, камни», – объясняет кадастровый инженер Алмаз Габидуллин.
Нашей героине инженер предлагает отрезать половину сотки со стороны дороги, и попробовать узаконить ту часть, что была указана в украинских документах. Но, скорее всего, вновь помешает постановление регионального правительства № 317-ПП. Обращаться в суд в таких ситуациях тоже не лучший выход, говорит юрист Наталья Подтоптаная: судебного прецедента нет.
«На сегодняшний день, они на законных основаниях делают отказы в выдаче распоряжений, у них есть на это основания. Моё понимание этой ситуации, что надо пойти навстречу людям, и так как эти участки были ранее, до того, как мы вошли в правовое поле Российской Федерации, я считаю, что нужно обратить на это внимание», – рассказывает юрист Наталья Подтоптаная.
По мнению Натальи Подтоптаной, проблему можно решить, приняв дополнительный нормативный акт на уровне региона. В Законодательном собрании города нам рассказали, что о многочисленных обращениях граждан уже сообщили руководству департамента архитектуры и градостроительства.
«Они подготавливают и должны принять изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования как раз в части, касающейся исключения из правил, то есть те участки, которые были сформированы до марта 2014 года, на них не будут распространяться вот эти требования по минимальному и максимальному размеру участка», – объясняет председатель законодательного собрания Севастополя Владимир Немцев.
Принять поправки, по словам Владимира Немцева, планируют в первом квартале 2021 года. И на этом фоне для владельцев неприватизированных участков продление дачной амнистии в стране стало буквально судьбоносным. На то, чтобы узаконить свои квадратные метры, есть ещё пять лет. А пока региональные власти работают над постановлением, наши герои решили ещё раз перепроверить весь пакет документов, чтобы поводов отказать им в приватизации ни у кого уже не было.
Алёна Давыдова, Наталья Бабкевич, Сергей Буторин, Виталий Козловский, Анастасия Пипенко